Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Несмотря на то, что Польша остро страдает от последствий финансового кризиса (покупательная способность у большей части населения упала, экономика переживает рецессию, безработица выросла до уровня в 23 — 24%% от трудоспособного населения, что заставляет поляков уезжать в страны Западной Европы в поисках заработка), результаты выборов в Сейм, которые прошли 9 октября, мало отличаются от итогов прошлых выборов в парламент. Правда, возросло число отказавшихся от участия в голосовании. В общей сложности, уровень явки в Польше равняется лишь 49 %.
Как и предсказывали аналитики, борьба за победу развернулась между двумя правыми партиями. Правящая праволиберальная Гражданская платформа сохранила поддержку избирателей, уверенно победив (39,2 % голосов и 206 мандатов в 460-ти местном Сейме) консервативную партию «Право и справедливость» (29, 9 % и 157 депутатов). Такое почти 10-процентное преимущество должно позволить премьер-министру Дональду Туску переоформить правительственную коалицию с младшим партнёром – Польской народной (крестьянской) партией, сохранившей свои 30 мандатов.
Продолжает угасать «польская левица». Польша относится к той группе европейских стран, где левые силы стремительно теряют свои позиции: за них отдают голоса всего порядка 20% избирателей. А ведь ещё десять лет назад за социал-демократов и их союзников отдавали голоса свыше 40 % поляков! Но теперь правивший до 2005 года Демократический левый союз набрал лишь 8, 2 % голосов, сократив своё парламентское представительство вдвое (у союза осталось всего 26 парламентариев). Это привело левых демократов на пятое место.
Зато у посткоммунистов появился свежий конкурент. Созданное менее полугода Движение Паликота (по имени эксцентричного бизнесмена Януша Паликота) с разбега поучило третье место – 10, 2 % голосов и 40 мест в Сейме. Если экономические установки сторонников Паликота носят скорее социал-либеральный и популистский характер, то ярко антиклерикальная направленность нового движения (требования отменить религиозное обучение в школах, разрешить однополые браки и лёгкие наркотики), равно как и некоторые институциональные инициативы (предложение упразднить Сенат) говорят о том, что Движение Паликота тоже можно отнести к левому спектру польской политической жизни.
Впрочем, выборы показали, что польским левым будет очень тяжело пробить стену либерально-консервативных настроений, доминирующих сегодня в общественном мнении страны.