Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук профессор факультета международных отношений СПбГУ
Доселе невиданное политическое событие имело место во Франции 9 октября: впервые влиятельная политическая партия организовала открытые для граждан Республики «примэр» (праймериз) по выдвижению своего кандидата в президенты на выборах 2012 года. Всенародное голосование не дёшево обошлось социалистам. Бюджет «примэр» обходится примерно в 3, 6 млн евро. От 60 до 80 тысяч активистов партии и добровольцев левых взглядов составили технический персонал, обеспечивающий прозрачное голосование. По всей Франции раскинулись около 10 тысяч избирательных участков, где сторонники СП отдавали свои голоса за того или иного претендента.
Провал Сеголен Руаяль
Поначалу, когда ещё начиналась агитационная кампания, руководство СП предложило и другим левым силам принять участие в выдвижении общего кандидата в президенты через механизм «гражданских праймериз». Однако предложение соцпартии приняли лишь левые радикалы. До последнего времени было не совсем понятно, какова будет явка на «избирательные участки». Ведь в принципе любой француз, заплативший символический взнос в одно евро и подписавший краткую Хартию ценностей французской левой, мог принять участие в голосовании. И вполне вероятно, что в нём участвовали избиратели самых разных взглядов. Скажем, мой родственник Даниель, живущий в предместье Парижа, вчера голосовал. Вместе с тем, он сам является скорее избирателем Левого фронта, да и в первом туре президентских выборов-2012 не намерен поддерживать кандидата СП. То есть голосовали не только избиратели СП. В праймериз вполне могли участвовать и скрытые сторонники правых. Тем более, что в соответствии с законом, списки принявших участие в голосовании, были немедленно сожжены. А всего в первом туре «примэр» приняли участие свыше 2, 5 млн человек. Первоначально руководство СП надеялось на цифру в три миллиона. Но и данный результат более чем солиден.
Голосование могло быть только очным. Поэтому доскональные результаты будут оглашены только через несколько дней. Но в целом уже всё и так понятно. Вот таковы общие результаты, если ставить политиков по линии слева направо: Арно Монтебур (депутат Национального Собрания, председатель генерального совета Сонны и Гаронны, национальный секретарь СП, отвечающий за обновление) – 16, 8 %; Мартин Обри (избрана в 2008 г. 1-м секретарём СП, мэр Лилля) – 30, 7 %; Сеголен Руаяль (председатель регионального совета Пуату-Шаранта, член Национального бюро СП) – 6, 9 %; Франсуа Олланд (депутат парламента, председатель генерального совета Коррёза, член НБ СП) – 39, 2 %; Жан-Мишель Байле (председатель Левой радикальной партии, сенатор, глава генерального совета Тарна и Гароны) – 0, 7 %; Мануэль Вальс (парламентарий, мэр Эври, член НБ СП) – 5, 7 % голосов.
Итак, 16 октября предстоит второй тур «примэр». О том, что в него выйдут Олланд и Обри задолго сообщали социологи. Неожиданным же можно назвать высокий показатель Монтебура, человека левых, антилиберальных взглядов, открытого сторонника перехода к Шестой Республике. Равно удивительным следует признать провальный результат для Руаяль, которая в 2007 году представляла партию на президентских выборах. К слову, именно от того, как поведут себя сторонники двух названных политиков, зависит и общий итог «гражданских праймериз» в соцпартии. Поговорим чуть подробнее о «финалистах».
Сторонник консенсуса
Франсуа Олланд родился в 1954 году. Имеет дипломы юриста и экономиста, обучался в престижной Школе национальной администрации. Член партии с 1979 года. Был экономическим советником Франсуа Миттерана; после его победы работал в президентской администрации, а также в аппарате различных министерств. С 1988 года регулярно избирается депутатом Национального Собрания Франции. В 90-е годы сделал серьёзную партийную карьеру. Вначале отвечал в Национальном секретариате партии за экономику, в середине 90-х годов получил статусный пост рупора СП, оказавшись главным помощником председателя соцпартии Лионеля Жоспена (1981—1997 гг. – председатель СП, 1997—2002 премьер-министр Франции). После назначения Жоспена главой правительства в 1997 году, Олланд перенял из его рук должность 1-го секретаря СП, на которой и оставался более 11 лет. Безусловно, Олланд как никто другой знаком с партийной деятельностью. При его руководстве социалисты сумели заметно укрепить свои позиции на муниципальном, департаментском и региональном уровнях. Вместе с тем, именно при Олланде СП дважды (в 2002-м и 2007-м) проиграли правым президентские и парламентские выборы. Из-за этого, собственно, Олланд отказался от поста 1-го секретаря в 2008 году. После чего был избран председателем генерального совета в департаменте Коррёз.
Сторонник консенсусных решений, Олланд представляет правоцентристскую тенденцию в соцпартии. Лично он зарекомендовал себя как компетентный и опытный политик, хотя никогда не работал на высших министерских постах. Несмотря на то, что многие соотечественники не считают Олланда харизматической фигурой, многочисленные опросы свидетельствуют, что именно этот политик может стать тем кандидатом в президенты от социалистов, который имеет – по сравнению с другими левыми претендентами – соответствующие профессиональные качества.
Мать 35-часовой рабочей недели
Соперница Олланда Мартин Обри родилась в 1950 году. Её отец видный деятель соцпартии и соратник Миттерана Жак Делор, на протяжении 10 лет возглавлял Комиссию Европейских Сообществ. Обри получила хорошее образование, обучалась экономике в Сорбонне и Институте социальных наук. Имеет также дипломы престижных Сьянс-По и Национальной административной школы. Работала на разных ответственных должностях в министерстве труда и занятости, в Госсовете Республики. При Франсуа Миттеране первый раз вошла в правительство в качестве министра занятости и профподготовки (1991-1993 гг.). В левом правительстве Лионеля Жоспена работала министром занятости и солидарности (1997-2000 гг.). Именно Обри стоит за законами о 35-часовой рабочей неделе и универсальном медицинском обеспечении. С 2001 года Обри – мэр Лилля. С ноября 2008 года – первый секретарь СП. По своим позициям Обри олицетворяет собой левоцентристское направление во французской социал-демократии. Она явно увеличила в последние годы свой личный авторитет. Хотя для многих избирателей и Олланад, и Обри недостаточно харизматичные политики.
Разумеется, за оставшуюся до второго тура неделю, оба кандидата сделают всё, чтобы переманить на свою сторону тех, кто за них не голосовал 9 октября. Поэтому схватка 16 октября обещает быть весьма непростой. На сегодня, чисто арифметически, к победе ближе Олланд. Но с прогнозами спешить не следует. Три года назад в борьбе за кресло 1-го секретаря партии Обри в 1-м туре сильно уступила Руаяль. Но в итоге победила соперницу.
Политические программы обоих «финалистов» не кажутся антагонистическими, что логично: до 2008 года оба они входили в партийное большинство в СП. Олланд больший акцент делает на нахождение адекватного ответа на кризис, достижение Францией к 2017 году бездефицитного бюджета, «правильную» налоговую реформу, более совершенную организацию труда, совершенствование государственной политики в области пенсий, перезапуск франко-германского «локомотива» евроинтеграции. В свою очередь, его конкурентка предлагает заметно повысить минимальный уровень зарплаты во Франции, законодательно ограничить возможность массовых увольнений на крупных предприятиях, усилить поддержку многодетных семей. Оба кандидата активно делают различные социальные обещания. Олланд, к примеру, призывает создать около 70 тысяч мест в системе образования, тогда как Обри нацелена на создание дополнительных 300 тысяч рабочих мест для молодых безработных.
Кому из них больше поверят избиратели соцпартии, мы узнаем совсем скоро. Второй тур «гражданских праймериз» пройдёт 16 октября.