Дмитрий ВЕРХОТУРОВ
На одном из крупнейших горнодобыващих предприятий Индонезии — PT Freeport Indonesia (PTFI), 15 сентября 2011 года началась забастовка рабочих. Эта компания является дочерней компанией Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc (9, 36 % акций дочерней компании принадлежит правительству Индонезии), добывающей и перерабатывающей медные, серебряные и золотые руды. В Индонезии она работает в кабупатене (округе) Мимика, провинции Папуа, которая расположена в центральной части южного побережья индонезийской части острова Папуа. Это крупный кабупатен, площадью более 20 тысяч кв км, 4, 7 % от площади провинции Папуа. Причём сам кабупатен был создан в 1996 году специально для нужд компании, которая разрабатывает комплексное месторождение Грасберг с 1971 года. В 2010 году компания произвела 553, 4 тысячи тонн меди и 50 745 кг золота.
Вокругэтой компании было немало скандалов, связанных с тесным сотрудничеством с индонезийской армией и полицией, вплоть до их прямого финансирования, с многочисленными вооружёнными столкновениями с местным населением, а также с загрязнением окружающей среды и ухудшением условий жизни вокруг рудников. Национальная армия Индонезии в 2003 году по требованию компании проводила выселение местных жителей с мест, где предполагалось вести добычу. За это армейские подразделения с 1998 по 2004 год получили 20 млн долларов. Кроме того, в компании время от времени случались острые конфликты вокруг заработной платы.
Между тем, жизнь работников компании прямо и непосредственно зависит от заработной платы, которая настолько низка, что не обеспечивает сколько-нибудь достойный уровень жизни. «Когда общественное мнение считает, что у наших работников много денег, то это неправда. Многие сотрудники всё ещё живут в арендованных домах, тогда как банковские кредиты на мотоциклы, жилые дома и другие цели для них недоступные, — говорит член Совета благосостояния Всеобщего союза индонезийских рабочих Франс Вонмали. По сути дела, это нищета. При этом PT Freeport Indonesia добывает рудный концентрат с самыми низкими издержками в мире.
В июле 2011 года на рудниках компании уже была крупная забастовка, в которой приняли участие 14 тысяч человек (из примерно 18 тысяч работников компании). Тогда рабочие требовали повышения заработной платы с 1, 5 долларов в час до 3 долларов в час, поскольку работа ведётся в шахтах и на высоте 4 200 метров над уровнем моря. Но тогда руководство просто уволило шесть членов Всеобщего союза индонезийских рабочих, что и вызвало общее возмущение. Рабочие прошли пешком 48 километров из Тембангапура, где расположены рудники, в Куала-Кенчана, где расположен офис. Это побудило администрацию компании начать переговоры о размере заработной платы, которые велись с 20 июля 2011 года.
Но забастовка не привела к результатам и 15 сентября вспыхнула вновь. Забастовка охватила около 10 тысяч сотрудников компании. Забастовку поддержала Федерация организаций работников химической промышленности, энергетики и горнодобывающей промышленности Всеобщего союза индонезийских рабочих. Поразительно, что требование о повышении заработной платы были отвергнуты, несмотря на то, что в самой Freeport-McMoRan средняя заработная плата составляет 17, 5 долларов в час. Как видим, даже в самых смелых мечтах, индонезийским рабочим далеко до такого уровня оплаты труда.
Конечно же, в ход пошли угрозы и увольнения. Через два дня после начала забастовки руководству компании удалось заставить около 600 человек выйти на работу, а потом и большинство сотрудников. Руководство заявило, что они не будет платить за фактически неотработанные дни. Впрочем, вышедших заставляют работать по 12 часов в сутки и завозят иностранных рабочих. Потому сейчас бастуют около 300 человек, с которыми компания, очевидно, рассчитывает справиться увольнением. По словам представителя рабочих Обета Ратулобо, уже уволено около 130 человек. Были и угрозы расправой. Так убийством угрожали председателю Союза рабочих PT Freeport Indonesia Судиро.
В давлении на рабочих почти сразу же приняли участие государственные органы, поскольку руководство PT Freeport Indonesia сразу стала давить на то, что в результате забастовки государство потеряет от невыплаты роялти с меди, серебра и золота по 8 млн долларов в день. Через местные газеты и даже через смс-сообщения от рабочих требовали вернуться к работе.
Требования о повышении зарплаты отвергались на том основании, что это усилит инфляцию и приведёт к росту цен в кабупатене, вызовет напряжённость между местными общинами, будут нарушены принятые в Индонезии стандарты оплаты труда и компенсаций, и тому подобные смехотворные доводы. Индонезийская горная ассоциация прямо высказалась о том, что забастовка на PT Freeport Indonesia повлияет и на все остальные горнодобывающие предприятия в стране. По состоянию на 4 октября 2011 года бастующие намерены продолжать забастовку ещё в течение двух месяцев, хотя ранее собирались прекратить её 15 октября. Очевидно, что прогресса на переговорах между рабочими и руководством компании достичь не удалось.