Владимир СОЛОВЕЙЧИК
Месяц май «дорогие россияне» завершают не только с новым президентом страны, но и с новым федеральным правительством. Тем самым, которое его председатель, бывший президент Дмитрий Медведев с гордостью называет «обновлённым на три четверти», а наблюдатели едко, но верно именуют «кабинетом заместителей». Похоже, они правы. Новых лиц в ранге министров много, но все они вполне могут быть отнесены к категории «старых знакомых».
Процесс формирования высшего органа исполнительной власти порядком затянулся. Несмотря на то, что новый премьер был утверждён в своей должности депутатами нижней палаты Федерального Собрания РФ ещё 8 мая, предложения по структуре и персоналиям правительства он смог представить своему патрону Владимиру Путину лишь неделю спустя. Получается, что, выступая в Государственной Думе, Дмитрий Анатольевич смело излагал перед депутатами лишь самые общие соображения, за которые, в свою очередь, «единороссы», либерал-демократы и пятеро перебежчиков из «Справедливой России» бездумно проголосовали. Впрочем, Путин на встрече в Кремле пилюлю своему предшественнику всё же решил слегка подсластить: «Я знаю, что вы за предыдущие несколько дней очень активно работали над структурой и составом (правительства)… Я посмотрю проект этого указа (о структуре) правительства, подпишу и начну консультации. С завтрашнего дня начну». И, как «настоящий мужик – хозяин своего слова», на следующий день действительно начал…
В итоге 21 мая явилось на свет новое «правительство Дмитрия Медведева», подобранное и утверждённое Владимиром Путиным: «В соответствии с Конституцией Вы представили своих кандидатов на должности министров и заместителей министров Правительства Российской Федерации, представили своё видение структуры Правительства. Как и договаривались, всё это проработано: я встретился с каждым кандидатом, которого Вы рекомендуете на соответствующие должности. Указы подписаны. Хочу пожелать Вам и всем коллегам удачи. Мне кажется, будет правильно, если мы сейчас соберём новый состав кабинета министров и объявим о назначении» (из разговора президента России Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева). В новом правительстве не оказалось фигур, подвергавшихся в последние месяцы наиболее жёсткой критике. Покинули свои посты глава МВД Рашид Нургалиев, министр транспорта Игорь Левитин, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Все они получили высокие назначения в администрации президента РФ (АП РФ) или Совете безопасности РФ. Видимо, чтобы из-за кремлёвских стен и со Старой площади, где расположены основные подразделения АП РФ, курировать работу своих «сменщиков» в Доме правительства.
Впрочем, «одну чистую победу эксперты записывают в актив Медведева» — назначение заместителем председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. «Ему придётся курировать топливно-энергетический комплекс, а значит, отвечать за ожидаемое снижение добычи Россией нефти, о чём эксперты предупреждали российские власти ещё в начале текущего года», — верно отмечает «Росбалт». Вряд ли появление в правительстве на ключевой должности бывшего президентского помощника сможет компенсировать общее снижение аппаратного влияния нового главы кабинета. Структура правительства останется трёхуровневой: министерства – агентства – службы, что снижает аппаратный вес новых министров: ведь в федеральных службах и агентствах на своих постах по-прежнему сидят старые путинские назначенцы. Министерств будет 20, федеральных служб — 33 и федеральных агентств — 25. Наиболее важный с аппаратной точки зрения контрольный орган — Росфинмониторинг — у правительства Медведева отобрали и перевели в непосредственное подчинение президенту РФ, как это уже давно имеет место с ФСБ, СВР и ФСО. Росрыболовство лишили самостоятельности и вернули в подчинение Минсельхозу. Напрямую правительству РФ, согласно новой структуре, переподчинили три ведомства — Росстат (вывели из-под контроля Минэкономразвития), Роспотребнадзор (ранее подчинялся Минздраву) и Федеральную миграционную службу (курировалась МВД).
Действительно новых лиц в финансово-экономическом и отраслевом блоках правительства Дмитрия Медведева три: это глава Минсельхоза Николай Фёдоров, министр связи Николай Никифоров и руководитель Минрегиона Олег Говорун. Остальные члены команды – бывшие или действующие заместители министров. Министром экономического развития назначен Андрей Белоусов, занимавший пост директора правительственного департамента экономики и финансов. Он возвращается в министерство: с 2006 года по 2008 он работал там в должности заместителя министра. Министром труда и социального развития стал Максим Топилин. Ранее он выступал куратором трудовых отношений в объединённом ведомстве под руководством Татьяны Голиковой, покинувшей правительство ради должности помощника Владимира Путина. Заместителем у Голиковой была и новый министр здравоохранения Вероника Скворцова. Министром транспорта назначен Максим Соколов, руководивший с 2009 года департаментом промышленности и инфраструктуры правительства РФ. Министерство энергетики, которое покидает Сергей Шматко, возглавил Александр Новак, работавший до того заместителем министра финансов. Пост Юрия Трутнева в Минприроды занял Сергей Донской, руководитель государственного холдинга «Росгеология». Эта структура – Донской курировал её создание ещё в ранге замминистра природных ресурсов – объединила государственные геологоразведочные компании. Единственным и. о. отраслевого министра, сохранившим портфель в правительстве Медведева, стал Денис Мантуров, глава Минпромторга.
Некоторые назначения оказались ожидаемыми. Например, мало кто сомневался в правительственной должности Дмитрия Рогозина. Правда, версии и предположения экспертов вращались в основном вокруг возможного его назначения на пост министра обороны. Судя по некоторым признакам, очень этого желал и сам Дмитрий Олегович, но не случилось… Знаковым, по мнению многих, назначением выглядит повышение главы столичной полиции Владимира Колокольцева – он стал преемником министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. Скорее всего, это назначение связано с последними акциями протеста в столице и их жестоким подавлением. Можно предположить, что таким образом Владимир Путин косвенно одобрил жёсткость правоохранителей при разгоне оппозиции 6 мая и затем – «гуляющих» на Чистых прудах, на Кудринской площади и на Старом Арбате. Так называемое «Открытое правительство» Дмитрия Медведева представлено в новом кабинете скудно. Только главе этой структуры удалось прорваться в министерские ряды. Правда, для Михаила Абызова придумали особую должность – министра по связям с этим самым «Открытым правительством». То есть подразумевается, что Абызов станет доносить до коллег по кабинету чаяния коллег по открытому правительству. Назначение Абызова считает странным эксперт Игорь Бунин: «Он был ориентирован на получение поста вице-премьера, а получил некую медиафункцию».
Впрочем, возможно, медведевского фаворита, занимавшего с января этого года должность президентского советника, очередная синекура не сильно расстроит: журнал “Forbes” оценивает его состояние в $1,2 млрд. Назначение Абызова, скорее, примирительный жест в сторону крупнейших российских собственников, т. н. «олигархов»: успокойтесь, господа, вы по-прежнему востребованы, пересмотра итогов приватизации и умаления ваших классовых интересов нынешняя власть не допустит! Стоит, пожалуй, согласиться с оценками и выводами по итогам формирования кабинета министров, сделанными журналистами «Газеты.ru» в той части, что «сама эта должность министра без портфеля выглядит обычной медведевской имитацией – на сей раз привлечения к работе кабинета независимых экспертов… Судя по кадровому составу нового правительства, оно будет техническим, реальные решения будут приниматься в администрации президента, а у Медведева вряд ли будет больше влияния, чем у путинских премьеров, начиная с 2004 года. В реальности можно обсуждать лишь то, насколько эффективным проводником воли Путина и кремлёвской администрации станет кабинет Медведева или кем из его членов можно будет наиболее эффектно для власти пожертвовать в случае почти неизбежных экономических и политических потрясений в стране. Это явное правительство политических дублёров, людей второго эшелона, у которых нет и не будет ни реальной власти, ни возможностей её приобрести».
Такая конфигурация выгодна только одному человеку – действующему президенту РФ. В подобных условиях президент РФ Владимир Путин теоретически и практически «останется в позиции верховного третейского судьи, последней инстанции». Только эта «инстанция» — напомним, что именно этим термином, без фамилии и должности, именовался руководитель ВКП(б) и СССР во всех внутренних документах органов государственной безопасности и иных административных структур 30-50-х годов прошлого века — «сможет ставить точку в конфликтах интересов, возникновение которых неизбежно, потому что оно заложено в саму систему власти». Подтверждает данное предположение и тот факт, что впервые за последние двадцать лет, то есть за весь период существования нынешнего буржуазного российского государства, президент страны первым своим указом подробно и детально расписал экономические поручения правительству РФ чуть ли не до 2020 года.
Впрочем, существует и иной вариант развития событий. Вариант, предусматривающий выход на политическую арену широких масс трудящихся, пока ещё молчаливо не одобряющих действия чиновничества сверху донизу. Вот тогда уж власть и деньги имущим точно будет не до аппаратных раскладов и взаимоотношений кремлёвских и белодомовских функционеров, ныне влияющих на принятие ответственных государственных решений…
Новоиспечённый министр культуры Мединский сравнил правительство Медведева со сталинскими наркомами, «…..которые были весьма эффективными. …..Вся страна от этого только выиграла.» Так сказал борец с «фальсификациями истории».
Кроме того , Мединский признал, что лично его назначение — идеологическое и может быть напрямую связано с обращением к действующему президенту Патриаршего Совета.