Партия и идеология

Владимир БУЛАТ

Классификация идеологий

В предыдущей главе, в которой рассматриваются общее понятие идеологии, факторы её появления и дана некоторая хронология всего процесса, автор намеренно почти не затрагивал тему соотношения идеологии и политической партии.

Говоря о развитии идеологий, мы будем опираться на историю политических партий в конце XVIII — начале XXI веков

Политическая партия имеет множество определений, из которых автор выделил бы два.
Первое: политическая партия — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (большинство партий имеют программу — выражение идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения).

Второе: политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Эти два определения различаются акцентами: первое ставит ударение на борьбе за власть (отсюда известный афоризм о нелепости существования политической партии, которая не ставит перед собой такой задачи), второе сосредотачивается на представительстве тех или иных групп, а сама по себе борьба за власть отходит на второй план, хотя и не исключается.

Термин «идеология» употреблен с оговоркой «большинство» (большинство партий имеют программу — выражение идеологии партии). Это верно в том смысле, что партия как группа людей, борющихся за власть, или в качестве представительства тех или иных интересов, вполне может существовать без идеологии. Нам приводят многочисленные примеры из истории, когда борьба двух претендентов на престол была одновременно борьбой двух программ царствований (самый типичный случай — борьба Петра и царевны Софьи), но, во-первых, ничто (кроме пропаганды Нарышкиных) не указывает на «реакционность» Софьи, а, во-вторых, на один случай «принципиальной» борьбы в далеком прошлом приходится дюжина случаев банальной борьбы за власть (хотя, конечно, никто не станет отрицать, что политика президента Ганы Хиллы Лиманна, свергнутого в 1981 году, хотя бы минимально отличалась от политики его преемника полковника Джерри Роллингса, а Каллигула был для римских сенаторов похуже, чем сменивший его Клавдий).

Тем не менее, когда некий политический деятель в средневековой Франции борется за власть, ему вовсе не обязательно создавать политическую партию в современном смысле и тем более вырабатывать идеологию. Вспомним, например, борьбу Карла Валуа против Ангеррана Мариньи в 1314-1315 годах. Хотя популяризировавший это событие из истории Франции Морис Дрюон намекает на «реакционность» Валуа и «прогрессивность» Мариньи, мы понимаем, что это могут быть всего лишь анахронизмы взгляда из будущего. Следовательно, появление партий и формирование идеологий — хотя и параллельные, но не обязательно жёстко связанные между собой процессы. Что такое «партия Карла Валуа» в 1314 году? Он сам, его вассалы, его родственники (далеко не все) и то, что ещё древние римляне называли «клиентеллой». Программа — смещение Мариньи, способ достижения цели — влияние на принимающего решение французского короля (Людовика Сварливого) через королевский совет. И хотя «партия Карла Валуа» не исчезла по достижении поставленной цели (бывало и так) и просуществовала до его смерти в 1325 году, всё это мало напоминает какую-нибудь современную Французскую социалистическую партию с членством, съездами, программой (в том числе с элементами былой идеологии) и даже персоналистские партии стран «третьего мира».

Таким образом, говоря о развитии идеологий, мы будем опираться на историю политических партий в конце XVIII — начале XXI веков, но должны учитывать и вышеназванный фактор. Не всякая партия является идеологической, и не всякая идеология в обязательном порядке базируется на конкретной политической партии. Реальный мир всегда сложнее классификаторских форм. Это необходимо помнить, приступая к необходимой для нашей работы классификации идеологий.

В нижеприведенном списке взят за основу принцип деления всех идеологий на три основных течения, оформившихся в XVIII — начале XIX века (либерализм, консерватизм и социализм), но учитывая, что появившийся в начале ХХ века фашизм никак не отнести ни к одному из трёх главных доменов, он выделен в четвёртую группу; также отдельно дан национализм (даже без хронологии), особые идеологии «анти», «специфические» идеологии и эрзац-идеологии постиндустриального периода. Внутри доменов отдельные идеологии классифицированы в хронологическом порядке. За редким исключением брался за основу общемировой тренд, хотя учтены также некоторые региональные, этно-конфессиональные и национальные идейные течения.

Сложнее всего было классифицировать переходные типы идеологий, однако автор берётся показать несхожесть консервативного либерализма и либерального консерватизма, а равно основания для их соответствующего размещения в представленной схеме. Местами отмечены (для удобства) характерные представители идеологий. Ниже будут даны короткие справки о возникновении, содержании, влиянии каждого из идеологических течений, а также рассмотрены основные спорные моменты в картине мира данных идеологий.

1. Либерализм:

1.1. Классический республиканизм (Макьявелли);
1.2. Вигизм (1680-е);
1.3. Классический либерализм (Монтескье) (1710-е);
1.4. Республиканский патриотизм (1790-е);
1.5. Республиканский федерализм (1790-е);
1.6. Национал-либерализм (Германия) (1800-е);
1.6.1. Декабризм (1810-е);
1.7. Консервативный либерализм (1820-е);
1.8. Джорджизм (1870-е): уравнительное налогообложение;
1.9. Социальный либерализм (1870-е);
1.10. Национал-прогрессизм (около рубежа XIX-XX вв);
1.11. Исламский либерализм (Ата-Тюрк) (1920-е) (?) (младотурки: 1860-е; джадиды: 1900-е);
1.12. Новый либерализм (1930-е): активная государственная политика;
1.13. Либертарианство (1940-е);
1.14. Неоклассический либерализм (левый либертарианизм) (1960-е);

2. Консерватизм:

2.1. Торизм (1680-е);
2.2. Либеральный консерватизм (Берк) (1790-е);
2.3. Классический традиционализм (1800-е);
2.4. Монархический абсолютизм (легитимизм; самодержавный монархизм) (1800-е);
2.5. Клерикализм (Де Местр) (1800-е);
2.5.1. Ультрамонтанизм (1800-е);
2.6. Конституционный монархизм (1810-е);
2.7. Джексонианство (1820-е);
2.8. Теодемократизм (1840-е);
2.9. Солидаризм (1850-е);
2.10. Интегрализм (1880-е);
2.11. Дистрибутивизм (конец XIX века);
2.12. Национал-консерватизм (конец XIX века);
2.13. Популяризм (христианская демократия) (начало ХХ века);
2.14. Социальный консерватизм (начало ХХ века);
2.15. Младоконсерватизм (1910-е);
2.16. Фундаментализм (1910-е);
2.17. Интегральный традиционализм (Генон, Эвола) (1920-е);
2.18. Голлизм (1940-е);
2.19. Неоконсерватизм (неолиберализм) (1970-е);
2.20. Палеоконсерватизм (1980-е);
2.21. Коммунитаризм (1990-е);
2.22. Христианский реконструкционизм (1990-е);
2.23. Теоконсерватизм (2000-е).

3. Социализм:

3.1. Мютюэлизм (Прудон) (1820-е);
3.2. Сенсимонизм (1820-е);
3.3. Фурьеризм (1820-е);
3.4. Анархо-социализм (1830-е);
3.5. Чартизм (1830-е);
3.6. Классический марксизм (1840-е);
3.7. Христианский анархизм (1840-е);
3.8. Христианский социализм (1840-е);
3.9. Левое народничество (1860-е);
3.10. Социал-реформизм (1880-е);
3.11. Фабианский социализм (1880-е);
3.12. Революционный синдикализм (1890-е);
3.13. Социалистический сионизм (1890-е);
3.14. Желтый социализм (1900-е);
3.15. Лейборизм (1900-е);
3.16. Большевизм (1910-е);
3.17. Исламский социализм (1910-е);
3.18. Буддийский социализм (1920-е);
3.19. Коммунизм рабочих советов (1920-е);
3.20. Левый коммунизм (1920-е);
3.21. Национал-коммунизм (1920-е);
3.22. Неосоциализм (1930-е);
3.23. Сталинизм (1930-е);
3.24. Троцкизм (1930-е);
3.25. Арабский социализм (1940-е);
3.26. Демократический социализм (1940-е);
3.27. Титоизм (1940-е);
3.28. Африканский социализм (1950-е);
3.29. Классический коммунизм (1950-е);
3.30. Коммуно-патриотизм (чучхе? 1950-е; Зюганов: 1990-е);
3.31. Маоизм (1950-е);
3.32. Еврокоммунизм (1960-е);
3.33. Фиделизм (1960-е);
3.34. Экосоциализм (1960-е);
3.35. Аграрный коммунизм (1970-е);
3.36. Ведический социализм (1970-е);
3.37. Китайский социализм (1980-е);
3.38. Боливарианизм (Уго Чавес) (1990-е).

4. Фашизм:

4.1. Национал-синдикализм (1910-е);
4.2. Классический фашизм (1920-е);
4.3. Клерикальный фашизм (1920-е);
4.4. Монархо-фашизм (1920-е);
4.5. Национал-социализм (1920-е);
4.6. Революционный национал-социализм (1930-е);
4.7. Фалангизм (1930-е).

5. Национализм:

5.1. Общий патриотизм;
5.2. Государственный патриотизм;
5.3. Этнический национализм;
5.4. Религиозный национализм;
5.5. Левый национализм;
5.6. Правое народничество (почвенничество);
5.7. Постколониальный национализм.

6. Особые идеологии «анти»:

6.1. Антимонархизм (1820-е);
6.2. Антибольшевизм (антикоммунизм) (1910-е);
6.3. Антифашизм (1920-е).
6.4. Антилиберализм (1990-е).

7. Специфические идеологии:

7.1. Феминизм;
7.2. Пацифизм;
7.3. Экологизм.

8. Эрзац-идеологии:

8.1. Неофашизм (1950-е);
8.2. Неомонархизм (1990-е);
8.3. Неосталинизм (1990-е);
8.4. Неотрадиционализм (2000-е).

Продолжение следует

Часть 1. Идеологии: начало и конец

Добавить комментарий