Жизнь и смерть интеллигентного партизана

Юрий ЩЕГЛОВ

В день, когда Россия отмечала день народного единства, из Колумбии пришла весть о ликвидации лидера ФАРК (Революционных вооруженных сил Колумбии — Армии Народа/ Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia — Ejеrcito del Pueblo», FARC-EP, РВСК-АН) – Альфонсо Кано. Сейчас можно сказать, что данная информация точная, так как ФАРК официально подтвердили гибель своего лидера, пообещав продолжить борьбу.

Антрополог по образованию, Альфонсо Кано был скорее похож на барда-шестидесятника, чем на "героического партизана"

Трудно избавиться от ощущения, что колумбийские СМИ страдают тяжёлой и запущенной формой некрофилии. Они с большим удовольствием публикуют во всех ракурсах фото с окровавленными, изуродованными и убитыми партизанами с гримасами смерти на лице. «Вот торжество демократической безопасности и плана «Патриот». Смерть террористам!» — с улыбкой заявляют сексапильные телеведущие.

Альфонсо Кано — с виду интеллигентный и добродушный человек, с густой окладистой чёрной бородой, в старомодных очках с толстыми линзами, похожий на советского любителя авторской песни. Однако данное впечатление ложное. Он, антрополог по образованию, присоединился к ФАРК ещё в 70-е годы, и с тех пор постоянно жил в джунглях и горах Колумбии. Уже в 80-х он входит в секретариат ФАРК, где отвечал за идеологию. В начале 2000-х ФАРК доверили ему воссоздать и возглавить подпольную коммунистическую партию Колумбии и Боливарианское движение за Новую Колумбию. Судя по тому, как данные движения выросли в последние годы, Кано со своей задачей справился. После смерти исторического лидера ФАРК Мануэля Маруланды в марте 2008 года, именно его секретариат выбирает своим лидером, хотя кандидатур на этот пост было довольно много.

ФАРК официально подтвердили гибель своего лидера, пообещав продолжить борьбу

Организация, которую возглавил Кано, переживала не лучшие времена, партизаны вынуждены были отступать по всем фронтам из-за правительственных ударов. В этом же году, помимо Маруланды, погиб в результате авиаудара по лагерю второй человек в ФАРК – Рауль Рейеси, а чуть позднее – один из ключевых командиров ФАРК Иван Риос. В середине года в результате проведённой правительством операции были освобождены ключевые заложники, находившиеся в плену у ФАРК, которых хотели обменять на заключённых партизан. Удар следовал за ударом, и казалось, что старейшая партизанская организация вплотную подходит к печальному финалу. Однако в данной ситуации Кано сумел проявить своё неординарное военное мышление, разработав план восстановления организации. Этот план преследовал своей целью минимизировать эффект от действий колумбийской авиации. Партизанские соединения благодаря внедрению этого плана стали небольшими и очень мобильными. Потери от авиаударов действительно снизились, и уже в 2010 году ФАРК перешли в наступление и начали возвращаться в те места, откуда их выгнала стратегия сил государственной безопасности. Синхронные атаки на военных в разных концах страны в конце октября ошеломили колумбийскую армию и общество.

Конечно, ФАРК не идеальны и не пример для подражания, но начинать ультралевое брюзжание на тему отсутствия «чёткой рабочей линии» в программных документах ФАРК или же не строгого выполнения женевских конвенций – не хочется. Как бы то ни было, с колумбийским правительством в деле нарушения прав человека и попрания своих же законов не могут тягаться даже самые жестокие современные диктаторы. Убийство Кано – серьёзная потеря для ФАРК, но она автоматически не решает огромного количества проблем, которые существуют на данный момент в Колумбии, и поэтому борьба за Новую Колумбию будет, несомненно, продолжена

Добавить комментарий