Стихийные акции протеста молодёжи, начавшиеся практически сразу после прошедших выборов, показали, до какой степени недовольство поразило современное российское общество, какой потенциал протеста накопился, прежде всего, в крупных городах страны. Конкретный повод – массовые фальсификации итогов голосования в пользу «партии власти» — не в состоянии скрыть истинных причин, породивших первое за последние годы массовое низовое антиправительственное движение.
Но сперва стоит рассказать о поводе. Будучи кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, конкурируя на своей избирательной территории № 41 с руководителем фракции «Единая Россия» и по совместительству председателем Бюджетно-финансового комитета городского парламента, а заодно — близким другом одного из городских либералов господином Вячеславом Макаровым, я на собственном опыте убедился в правоте слов Александра Ивановича Герцена, сказанных им о наших великих исторических предшественниках — борцах за интересы трудового народа, против самодержавия и деспотизма: «Мы не знали всей силы того, с чем вступали в бой, но бой приняли». Мы не смогли победить на этих выборах. Административное давление, вбросы бюллетеней, удаление наблюдателей с участков — традиционные методы «предвыборной агитации и подсчёта голосов» для команды единоросса Макарова.
О том, что происходило в день голосования на избирательных участках Петроградской стороны и муниципального образования «Чёрная речка», уже писалось. Сейчас хотелось бы показать на одном примере, как подручные г-на Макарова во всей красе продемонстрировали свои «лучшие мужские и бойцовские качества». Причём — ещё до того, как наступил день судьбоносного для крупного специалиста по распределению городского бюджета голосования. 29 ноября 2011 года, около 14.00, в момент агитации за кандидатов от КПРФ в Госдуму и ЗакС Санкт-Петербурга на избирательной территории № 41 была предпринята попытка нападения на агитатора Ольгу Ивановну Кучерявых. Распространяя информационный бюллетень, попутно расклеивая плакаты и листовки, в одном из подъездов дома на Большой Зелениной улице она столкнулась с гражданином в жилете «Жилкомсервис № 2 Петроградского района». Этот гражданин раскладывал по почтовым ящикам листовки «Включи мозги – голосуй за «Единую Россию!» Его право, хотя лучше заниматься этим в свободное от работы время. Попутно стоит отметить, что в «антирейтинге» районов Петербурга, не справляющихся с уборкой снега, борьбой с сосульками, ремонтом крыш и кровель, жилищные службы Петроградского района уже который занимают непочётное первое место. Может, как раз потому, что их сотрудники не тем делом заняты?
В общем, оный гражданин дословно, прямо и откровенно заявил, что на данной территории могут распространяться агитационные материалы только «Единой России», а с коммунистическими газетами и листовками лучше отсюда уйти. Женщина-агитатор отказалась и пошла работать дальше, гражданин в жилетке «Жилкомсервиса» проследовал за ней, на набережной Адмирала Лазарева вновь подошёл и повторно предложил уйти – с тем же результатом. После этого, уже будучи на Резной улице, Ольга Ивановна была окружена тремя мужчинами, одним из которых был уже упомянутый гражданин в жилетке «Жилкомсервиса». Эти трое начали её теснить, «взяли в коробочку». Граждане отказались представиться, показать свои документы, подтвердить свои полномочия, и высказали намерение забрать силой все агитационные материалы КПРФ, а затем попытались данную угрозу осуществить. В этот момент Ольга Ивановна позвонила по мобильному телефону с просьбой срочно связаться с Петроградским РУВД и вызвать дежурный наряд. Услышав содержание её разговора и предположив, что она снимает их на мобильный телефон, защитники интересов «Единой России» начали, в свою очередь, спешно звонить кому-то по мобильному телефону и, по-видимому, получив соответствующие указания, ускоренно ретировались.
Комментарии, как говорится, излишни. Три здоровых молодых мужика – на одну женщину, а как только получили даже не физический отпор, а всего лишь угрозу вмешательства полиции, так сразу бежать – это очень по-медвежьи… Точнее, по-единороссовски, по-макаровски. Уж давайте не будем обижать настоящих хозяев тверских и кировских лесов, защищающих свои права и интересы в честном единоличном бою с другими хищниками. Лица, работавшие на г-на Макарова и «Единую Россию», на такое неспособны.
В день голосования участковые избирательные комиссии на «Чёрной Речке» в массовом порядке удаляли накануне начала подсчёта голосов наблюдателей от оппозиции. Что любопытно, секретарём одной из этих комиссий оказалась некая г-жа Виеру – законная супруга Александра Потякина, главы муниципальной администрации и, как утверждают злые языки, человека весьма нечуждого ни «Единой России» в целом, ни избирательному штабу кандидата и депутата Макарова, в частности. Понятно, что результаты на этих участках выглядят весьма неплохо для «партии власти» — ведь подсчёт голосов никто не контролировал. Точно по такой же схеме примерно в тех же интересах лица схожей политической ориентации попытались отработать и на участке № 1338 на Малой Разночинной улице. Но не случилось – туда спешно приехал кандидат в депутаты и секретарь горкома КПРФ Юрий Гатчин, после чего наблюдателя пришлось вернуть. В результате можно сопоставить копии протоколов и сравнить итоги голосования в Госдуму и петербургский ЗакС.
На участке было взято больше «думских» бюллетеней: 1 148 против 1 116. Это нормально, так как некоторые граждане, голосующие по открепительным удостоверениям, могут голосовать за депутатов Госдумы, но не могут голосовать за наших городских. Таково положение закона. В итоге, однако, после вскрытия урны для голосования на участке достали только 847 «думских» бюллетеней. Куда исчезли остальные? Испорченных «думских» бюллетеней, согласно протоколу, оказалось всего лишь 23. При этом все 1 116 заксовских бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией, были обнаружены на дне урны. Получается, что избиратели решили дружно пробойкотировать думские выборы, а вот свои местные, городские, оказались им важнее. А, может, всё было и не совсем так. Обратим внимание: за «Единую Россию» на выборах в Госдуму по этому участку отдано 312 голосов, на выборах в ЗакС Санкт-Петербурга– 620. Та самая разница в 300 бюллетеней… Не исключено, что именно таково количество вброшенных бюллетеней – нужен был вброс именно при выборах городского парламента, а чтобы замаскировать выдачу этих бюллетеней, пришлось фиктивно выдавать и «думские». Которых в урне, в итоге, так и не обнаружилось.
Посмотрим дополнительно на распределение голосов по партиям. По «заксовскому» протоколу эсеры получили на 32 голоса меньше, чем по «думскому». ЛДПР — на 14 меньше. КПРФ — на 31. «Патриоты России» — на два. «Правое дело» — на семь. То есть все партии, кроме «Яблока» и «Единой России», получили меньше процентов на 15. Оно и понятно: не все, кто может голосовать на выборах в Госдуму, могут при этом голосовать и за депутатов петербургского Законодательного собрания. Исходя из подобной пропорции, можно предположить, что и за единороссов проголосовало чуть меньше, чем 312 человек, то есть порядка трёх сотен избирателей. И опять – та же самая разница в 300 голосов, очень напоминающая вброс бюллетеней. Эта гипотеза всё и объясняет: то, что городские единороссы оказались так намного популярнее думских; то, что «заксовских» бюллетеней в урне обнаружили намного больше, чем «думских»; то, что непонятно куда пропали 300 «думских» бюллетеней. Вброс их не был особо нужен, потому команда фальсификаторов, по всей видимости, и не стала лишний раз рисковать…
И, похоже, подобная история в нашем городе – далеко не единична. Став при помощи Интернета и очень немногих независимых от властей СМИ достоянием гласности, подобные случаи вызвали вполне закономерное чувство – сперва брезгливого омерзения, а потом гнева и желания протестовать. На арену общественной жизни вышло новое поколение – те лица, которые мы видели в прошедшие дни у Гостиного Двора, на Пионерской площади мало похожи на привычных за долгие годы участников оппозиционных митингов и пикетов. Даже обычное для хмурого декабрьского Петербурга свинцовое небо над Пионерской площадью выглядело 10 декабря по-иному. Новые лица под новым небом…
Похоже, что сейчас, как и год назад на Манежной площади, массовый протест молодёжи перерос привычные рамки. Пока он ещё не принял откровенно антиправительственный характер, могущий в перспективе угрожать существованию в нашей стране самой капиталистической системы. Но подобная перспектива вполне реальна. Декабрьские события в крупных городах России могут стать катализатором не просто роста протестных настроений, но и началом нового этапа самоорганизации граждан. На улицы русских городов в декабре вышли те, кто, как метко заметил Ленин, уже в полной мере «воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но зато им и закалены в борьбе». На политическую арену выходит новое поколение, резко требующее перемен. Мы вступаем в период политической неопределённости, итогом которого вполне может стать кардинальная встряска – вплоть до самых основ — сложившегося в нашей стране режима.
То обстоятельство, что ещё недавно аполитичная молодёжь , выходит на митинги , отстаивая свои гражданские права ,чрезвычайно радует!