Дмитрий ЖВАНИЯ
Завтра — 112 лет со дня рождения Хосе Антонио Примо де Ривера. Он родился 24 апреля 1903 года. Его жизнь была короткой, но очень яркой и насыщенной. Достаточно сказать «Хосе Антонио», чтобы грамотные люди сразу поняли, о ком идёт речь — о Хосе Антонио Примо де Ривере, национал-синдикалисте, основателе «Испанской фаланги».
Хосе Антонио родился в аристократической семье; его отец — генерал Мигель Примо де Ривера возглавлял испанское правительство в 20-е годы. Хосе Антонио называл себя «баричем», однако на самом деле никогда баричем не был. Он в отличие от множества интеллектуалов уважал рабочих.
«Труд — лучший знак человеческого достоинства. Ничему не должно уделять государство больше внимания, чем достоинству и благосостоянию трудящихся», — написал он в «Исходных принципах Фаланги».
Одновременно Хосе Антонио осуждал марксизм за агрессивный материализм и абсолютизацию классовой борьбы. «Мы представляем себе Испанию в экономической области гигантским профсоюзом производителей. Испанское общество будет организовано на корпоративной основе в виде вертикальной системы профсоюзов с отраслевыми ответвлениями, поставленной на службу национальной экономике в целом», — читаем мы в программе «Испанской фаланги».
Испанский национал-синдикализм — один из вариантов европейского «третьего пути», ведущего между капитализмом, с одной стороны, и марксистским пониманием социализма — с другой. Идеология «третьего пути» отстаивает принципы социальной справедливости, воспевает человека активного, деятельного, рискового, производящего и трудолюбивого, она отрицает ростовщический капитализм и алчный эгоизм буржуазии, настаивает на любви к Родине и её сакральным традициям, указывает на государство как на орудие созидания и одновременно — перманентной революции.
Хосе Антонио подвергался гонениям и репрессиям. За издание газеты El Fascio он отсидел в тюрьме. После прихода к власти правительства Народного фронта он вновь оказался за решёткой. Выйти на волю Хосе Антонио было не суждено. 17 ноября «народный суд» Аликанте приговорил Хосе Антонио к смертной казни за участие в вооружённом мятеже, через 3 дня приговор был приведён в исполнение.
Есть достаточно обоснованная версия, по которой республиканцы готовы были обменять Хосе Антонио на заложников-республиканцев, но Франсиско Франко не стал этого делать.
Социалист Индалесио Прието во время пребывания в Чили рассказывал: «Мы не хотели его казнить, когда посадили в тюрьму, и предложили Франко обмен пленными, но он отказался». Кстати, Прието упомянул в том же разговоре, что у Хосе Антонио был найден список правительства, которое он намеревался сформировать в случае победы, и в этом списке Прието с удивлением обнаружил своё имя.
Франко, консерватор до мозга костей и хитрый политический интриган, не нуждался в живом революционере Хосе Антонио Примо де Ривере. Зато после смерти основателя Фаланги Франко создал культ Хосе Антонио, при этом его идеи были извращены и выхолощены. Франкистская Фаланга имела очень мало общего с тем движением, которое он создал в 1933-м.
Хосе Антонио погиб молодым — в 33 года. Но он оставил после себя богатое интеллектуальное наследие. Фаланга Хосе Антонио, настоящая Фаланга, а не франкистская карикатура на это движение, просуществовала всего четыре года — с 1933 по 1937-й. И всего три года её возглавлял Хосе Антонио. Но именно об этом периоде написано семь тысяч книг и исследований!
Хосе Антонио — человек решительный и мечтательный — стал мифом, легендой, образом. Но был не только мыслителем, но и поэтом. Он написал немало стихов, включая гимн Фаланги «Лицом к Солнцу».
Сейчас, когда идеологии показывают свою несостоятельность, не отвечают на вызовы времени, идеи Третьего пути, сформулированные Хосе Антонио, вновь приобретают актуальность. Их надо изучать. Из пора применять.
В честь 112 дня рождения Хосе Антонио Примо де Риверы 27 апреля в Санкт-Петербурге, в клубе «Депо», Комиссариат Социальной Мобилизации проводит открытое собрание на тему: «Хосе Антонио Примо де Ривера и его Фаланга».