Юрий СИМОНОВ, движение «Альтернативы»
Шестого сентября 2017 года в городе Бенгалуру прямо у своего дома в вечернее время была убита известная индийская журналистка Гаури Ланкеш (Gauri Lankesh). По показаниям свидетелей, журналистку в упор расстреляли два человека на мотоциклах, немедленно скрывшихся с места преступления. Было произведено семь выстрелов, четыре пули поразили 55-летнюю женщину, которая умерла на месте до приезда скорой помощи. Кроме этого, камеры наружного наблюдения также зафиксировали момент убийства. Тело убитой на пороге её дома было обнаружено соседями, которые и сообщили о случившемся.
Гаури Ланкеш, занимавшая должность старшего журналиста в известной оппозиционной каннадоязычной (каннадский язык – дравидийский язык, распространённый в юго-западной Индии — прим. ред.) газете в штате Карнатака, была известна своей бескомпромиссной позицией по многим социальным и политическим проблемам, с которыми сталкивается современная Индия — огромная, перенаселённая страна, где общественные противоречия сплетены в причудливый, тугой клубок — за какую ниточку не потянешь, сразу вылезают, цепляясь друг за друга, остальные нити.
Журналистка была известна, в частности, своей позицией в отношении политики, которую в Индии называют «хиндутва», выражающейся в навязывании мультиконфессиональному обществу, всем его слоям, «индуистских ценностей». Усиление этой негласной политики в стране, в конституции которой записано, что Индия является светским государством, и где все религии равны, и где конституционно закреплено право как на исповедование любой религии, так и на атеизм, связывают с правительством Нарендра Моди и с правящей ныне в Индии право-либеральной партией Джаната.
Эта странная политика отражает определённые настроения среди некоторых «традиционалистских» слоев индийского общества, причём среди них можно заметить как представителей крупного бизнеса, так и чиновников различного уровня, мелких предпринимателей и люмпенов.
В последние годы в Индии отмечены многочисленные случаи насилия по отношению к представителям отдельных религиозных групп, в частности, к мусульманам, и особенно по отношению к наиболее социально незащищённым группам населения, в частности, к далитам, которых ранее называли «неприкасаемыми».
Представители далитов, многочисленной группы населения, несмотря на декларируемые индийской конституцией равные права, до сих пор живут изолированными сообществами и выполняют виды работ, за которые, как правило, не берутся представители других социальных слоев.
Далиты стали объектом нападений со стороны активистов проиндуистских групп и организаций, в частности, «Гау ракшак» или — «Охранников коров».
Бедность, как социальное явление, также распределена неравномерно в этой огромной стране, и далитам и другим группам населения, живущим, прежде всего, в сельских районах и в племенных сообществах, выпадает нести наибольшую тяжесть социального и экономического разделения, терзающего общество.
В последние годы участились также случаи нападений на активистов левых и «рационалистских» организаций, как их тут называют. Так, только за последние три года страна была потрясена четырьмя убийствами известных левых активистов и журналистов. Два года назад, в 2015 году, в 400 километрах от Бенгалуру на пороге своего дома был убит известный учёный и общественный деятель Маллешаппа Мадивалаппа Калбурги, причём метод убийства был сходным с тем, который был задействован при убийстве журналистки Гаури Ланкеш — оба преступления были совершены двумя мотоциклистами в масках, скрывшимися с места события. Убийство Калбурги до сих пор остается нераскрытым, как и ещё несколько убийств, почерк и метод которых идентичен.
Убитая журналистка придерживалась не только секуляристских, но и левых взглядов, хотя марксистскими они не были. В ноябре 2016 года она была признана судом виновной по делу о дискредитации чести и достоинства влиятельного функционера от правящей партии Джаната и депутата парламента Прахлада Джоши и приговорена к шести месяцам тюремного заключения.
Журналистка в своих откровенных публикациях также раскрывала связи между коррумпированными политиками от Джаната и большим бизнесом, что стало поводом для угроз в её адрес. Однако она не предпринимала каких-то мер предосторожности, кроме установки камер наблюдения у своего дома, что в итоге не предотвратило трагедии.
Убийство журналистки вызвало шквал негодования среди левых активистов и представителей оппозиционной общественности. В Висакапатнаме, штат Андхра-Прадеш, на следующий день после трагедии на набережной, где, как правило, проходят все общественные мероприятия, прошла эмоциональная акция протеста и памяти.
Итак, в Индии убивают журналистов, что стало почти банальным фактом. Как и в России. А это значит, что эти убийства отражают определённые общественные процессы, протекающие в обеих странах, столь разных и в то же время сходных. Каковы будут последствия этих убийств для обществ этих стран — вопрос, ответ на который даст история, причём уже в ближайшее время.