Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
В свете уже начавшейся предвыборной кампании лидеры «Справедливой России» неожиданно объявили о ребрендинге. По имеющейся информации, справедливороссы намерены обновить цвета партийного стяга, обзавестись собственными гербом и эмблемой, а главное – в пику своим основным конкурентам — закрепить за партией тотемное животное. По мнению депутата Госдумы, возглавляющего аппарат «Справедливой России», Олега Михеева, наиболее вероятным претендентом на эту роль является сегодня уссурийский тигр.
Само собой, прибрать к рукам полосатое млекопитающее семейства кошачьих справедливороссы вознамерились не забавы ради (слишком уж серьёзный зверь стоит на кону), а в противовес своим главным конкурентам – единороссам, иначе именуемым «медведями». «Что важно, тигр мощнее медведей, они его боятся», — не скрывая, обнародовал ближайшие и отдалённые планы «СР» Олег Михеев.
Транслируя, очевидно, позицию соратников, парламентарий пояснил, что тигр является, во-первых, «политкорректным животным», во-вторых – «раскрученным и очень патриотичным брендом». Добавим — и одним из наиболее крупных наземных хищников (уступающим, правда, по размерам бурому и белому медведям).
Что касается тигриной политкорректности, то здесь, конечно, возникают вопросы. Не стоит забывать и о том, что тигра уже в какой-то степени «подмял под себя» лидер «Единой России», нынешний премьер-министр Владимир Путин, успешно выступивший на международном «Тигрином форуме» в Петербурге в конце прошлого года и активно включившийся в кампанию по защите и увеличению популяции этой огромной полосатой кошки. Как-то это не вяжется с заявленным широкомасштабным противостоянием «тигр — медведь».
Провозглашённая «патриотичность» брэнда также рождает некоторые сомнения. Тигров на территории Российской Федерации всего 450, плюс-минус, и водятся они, не считая цирков и зоопарков, лишь на высоких берегах Амура. Будет ли у рядового представителя электората этот редкий в родном Отечестве зверь ассоциироваться со всей Россией, да ещё в справедливом преломлении?
Что до раскрученности тигриного лейбла, то здесь не поспоришь. Однако загвоздка в том, что уже не первый год существует и работает, пусть и со скромными результатами, общественное движение Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР).
Тем не менее, по сведениям «Коммерсанта», новая партийная атрибутика, скорее всего, будет принята на съезде «Справедливой России», который пройдёт в августе-сентябре, — и где будут окончательно утверждаться списки кандидатов на выборах в Госдуму.
Артель аналитиков обратилась за комментариями по поводу полосатого ребрендинга к экспертам.
Владимир Дмитриев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (лидер фракции коммунистов, председатель городского комитета КПРФ): «У справедливороссов есть потребность в дополнительной агрессивности или хищности».
— Я буду категорически против. Я так уважаю это благородное животное, и я считаю, что сегодняшняя «Справедливая Россия» никакая не справедливая, это некий сырьевой придаток «Единой России». И они не имеют морального права такого благородного зверя брать себе в покровители. Одно абсолютно не соответствует другому!
Сейчас, что ни день, справедливороссы делают пиар-ходы. То Оксана Генриховна (лидер Петербургского отделения СР, депутат Госдумы Оксана Дмитриева – Ред.), то на нашем региональном уровне – Олег Анатольевич (депутат ЗакСа, лидер фракции СР Олег Нилов – Ред.) выступают: давайте, мол, всех пересажаем, кто имеет какое-то отношение к уборке снега… Это, мне кажется, чистейшей воды популистские действия. Так может заявлять человек, который никогда не занимался хозяйственными делами в больших масштабах, не был на административной работе. Есть же старая добрая русская поговорка: «На переправе коней не меняют». А этот ребрендинг – не знаю, может быть, у них есть потребность в дополнительной агрессивности или хищности? Они чувствуют, что им этого не хватает, и решили восполнить этот недостаток? Трудно просчитать их логику, но, повторюсь: данная форма абсолютно не соответствует содержанию.
Александр Расторгуев, координатор общественного движения «ТИГР»: «Очень жаль, если тигр будет ассоциироваться со справедливороссами, а не с нами».
— Нам очень обидно, что «Справедливая Россия» хочет взять себе наш символ. Правда, мы его не зарегистрировали, но де-факто он, конечно, наш. «Тигра» мы эксплуатируем с 2008 года. Возможно, товарищ Миронов (лидер СР Сергей Миронов – Ред.) берёт на вооружение тезис о том, что тигр способен победить медведя? Действительно, в природе медведь уходит от тигра, не связывается с ним. И это, кстати, было одной из причин, почему мы выбрали такое название и такой символ для своей организации.
Запретить мы им не можем, но, безусловно, очень жаль, если тигр будет ассоциироваться со «справедливороссами», а не с нами. Ведь именно под знаком «Тигра» мы провели огромное количество ярких массовых акций протеста по всей стране, защищая права автомобилистов, от Владивостока до Калининграда.
Алексей Ковалёв, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Как эквивалент силы, решимости, точности броска, тигр — беспроигрышный вариант».
— Такой вопрос без обсуждения на всех уровнях не решается. В принципе я не против тигра, но есть ещё много симпатичных животных и людей. Конечно, когда «Единая Россия» приватизировала медведя – это был хороший ход. «Медведи» ходят по улицам в ушанках… Если говорить об альтернативах, то зубр – это вроде как символ Белоруссии; олень, лось – очень активно используются в скандинавских странах… Я, как археолог, занимаюсь скифской культурой, и знаю, что символом евразийского пространства уже давно стал снежный барс, свернувшийся в кольцо – гибкий, красивый. Вообще, кошачьи — это хорошо, но именно тигр – с ним связан фактически только один, дальневосточный регион, а барсы, леопарды – их тоже мало, но они есть и на Кавказе, и на Алтае…
Надо думать, изучать. Это интересная тема, культурологическая. Это и исторические корни, и мифология, и сегодняшняя социопсихология. Реальное животное и его образ – весьма разные понятия. Вопрос не в том, сколько тигров – не они же голосовать будут – а в том, станет ли тигр символом общероссийской партии. Ведь тигры никогда не были распространены в европейской части России. Получается, мы какой-то перекос допускаем. Но, с другой стороны, я не знаю, что у людей в головах! Ведь тигра можно рассматривать не только как символ территории, но и как эквивалент силы, решимости, точности броска. В этом плане тигр — беспроигрышный вариант.