Руслан КОСТЮК РУСЛАН, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
11 марта в Сальвадоре состоялись выборы в национальный парламент – 84-местную Законодательную ассамблею. Вообще, в странах Западного полушария парламентские выборы, если они не проводятся одновременно с президентскими, обычно не вызывают большого интереса у масс-медиа. Это понятно – ведь речь идёт о сугубо президентских республиках, в которых сами по себе результаты законодательных выборов не влияют на формирование правительства. Да и сам Сальвадор уже давно не относится к числу «стран-ньюсмейкеров» для Американского материка. И всё же по ряду соображений состоявшиеся выборы заслуживают того, что их рассмотреть.
Во-первых, историческое соображение. В 80-е годы Сальвадор был на «передовой» «холодной войны». Почти 10 лет здесь шла гражданская война между правоавторитарным правительством, поддерживаемым Вашингтоном, и левыми повстанцами, которым помогали Советский Союз, Куба и революционное правительство Никарагуа. Война, кстати, унесла жизни около 75 тысяч сальвадорцев. Она окончательно завершилась подписанием в 1992 г. мирных соглашений и легализацией левой оппозиции. Вот здесь всплывает и второе соображение: с 1990-х годов левая оппозиция безуспешно пыталась взять власть путём выборов вплоть до 2009 г., когда это, наконец, ей и удалось. В 2009 г. кандидат широкой левой партии, в прошлом военно-политической силы – Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) журналист Маурисио Фунес победил на президентских выборах, а ФНОФМ, соответственно, превратился в правящую партию. Правда, не единственную. На сегодня ФНОФМ управляет страной в коалиции с правоцентристским Большим альянсом за национальное единство (БАНЕ), несколько лет назад отделившимся от крупнейшей консервативной партии страны – Националистического республиканского альянса (НРА).
Фунес победил во втором туре, с маленьким перевесом. Поэтому ожидать, что после десятилетий пребывания у власти правых новое руководство страны будет реализовывать радикальную политику, не имея при этом твёрдого большинства в Законодательной ассамблее, вряд ли стоило. Действительно, кабинет Фунеса не стал революционным образом менять внешнеполитические и внешнеэкономические связи страны, хотя более акцентированно поддержал центральноамериканскую интеграцию и установил дипотношения с Кубой. Но основной акцент Фунес сделал на активную социальную политику – запуск социальных программ, создание рабочих мест, поддержку депрессивных аграрных зон, увеличение расходов на общественное здравоохранение и образование. Между тем, в Сальвадоре остаётся весьма высокий уровень бедности (за её чертой, по разным данным, проживают от 30 до 40% населения) и высочайший уровень преступности (по статистике, от рук преступников в стране еженедельно гибнет 14 человек). Правая оппозиция в ходе недавней избирательной кампании била именно на то, что нынешняя администрация не в состоянии остановить вал преступности, а её социальные программы оказывают поддержку лишь меньшинству сограждан.
И вот, результаты законодательных выборов принесли весьма противоречивые результаты. С одной стороны, вместе ФНОФМ и БАНЕ получили ровно половину мандатов в парламенте, и их правительственной коалиции не о чём беспокоиться. С другой, в целом правые силы разных оттенков получили на выборах более половины голосов, а первое место и самую крупную фракцию заполучил НРА (почти 40% голосов). ФНОФМ финишировал вторым с достойным результатом (36,8% голосов), но всё-таки будет иметь вторую по численности депутатскую группу. Противоречиво выглядят и итоги местных выборов, также прошедших 11 марта. ФНФОФМ победил, в частности, в столице страны Сан-Сальвадоре и втором по численности городе республики Санте-Ане, но, скажем, в самом Сан-Сальвадоре в большинстве муниципальных округов победу одержали кандидаты от НРА.
Сама левая партия, ФНОФМ, в послевыборном коммюнике признала, что данные результаты являются «тревожным звонком». Ведь через несколько лет предстоит новая борьба за президентский пост. И борьба эта, судя по всему, обещает быть сверхожесточённой. У Фронта же опыт государственного управления, что естественно, минимальный. Поэтому на повестку дня выходит вопрос о том, насколько в будущем успешной и эффективной будет отдача от внутриполитических и социальных преобразований администрации Фунеса.