Первый этап только что прошедших парламентских выборов в самой многочисленной арабской стране – Египте – подтвердил тенденцию исламизации общественно-политической жизни арабских стран. После того, как исламистские партии добились явного успеха на законодательных выборах в Тунисе и Марокко (добавим сюда ещё то, что фундаменталисты играют важную роль в новом правительстве Ливии, а их «духовные братья» в Йемене и Сирии, что называются, на всех парах рвутся к власти), теперь, очевидно, и для Египта наступает «арабская зима». Конечно, в Арабской Республике Египет новый парламент будет окончательно сформирован не раньше середины января, однако, тенденция очевидна. Первый этап принёс яркую победу кандидатам клерикальных партий. Политическое крыло «Братьев-мусульман» и выражающей интересы ортодоксов-салафитов партии «Нур» на двоих получает около 65% голосов. Либералы, социалисты и прочие демократы, судя по всему, не в состоянии оказать исламистам серьёзного «электорального сопротивления».
То, что происходит сейчас в Египте, вновь ставит под сомнение тезис ряда националистических русских политологов о том, что за событиями в арабском мире стоят, прежде всего, Соединённые Штаты. Конечно, влияние США, равно как и ЕС или Турции, на внутренние процессы в арабских государствах огромны. Без сомнения, США заинтересованы в поражении радикальных светских режимов, каким был режим Муаммара Каддафи в Ливии и остаётся режим баасистов в Сирии. Но в то же самое время либеральную администрацию Барака Обамы не может не пугать устрашающая угроза победы откровенных фундаменталистов в самых разных уголках арабского мира. И прежде всего, в такой арабской державе, как АРЕ. А вот страны Персидского залива – другое дело. Именно они, кажется, на сегодня выходят главными «бенефециарями» происходящих событий.
Мы все знаем, что именно Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ стояли за организацией гражданской войны в Ливии. Именно эти страны оказали (правда, наравне с Турцией) моральную и финансовую поддержку недавно победившим в Тунисе «умеренным» исламистам. Эти страны активно вмешиваются во внутриполитические события в Йемене на стороне противников действующей власти. Наконец, именно монархии Персидского залива явились застрельщиками антисирийских экономических санкций, только что введённых против Сирийской Арабской Республики на уровне Лиги арабских государств. Королевство Саудовской Аравии прекрасно воспользовалось сложностями Сирии и Египта, чтобы отодвинуть эти светские республики от руководства ЛАГ в свою пользу, и поставить ЛАГ, по сути дела, под контроль своей реакционной внешней политики. Удивительно дело: антисирийские санкции ЛАГ навязали те самые страны, в которых политические права человека в принципе не соблюдаются, где царят полуфеодальные общественные порядки, а вся власть принадлежит правящим династиям, управляющим в духе абсолютизма! Совершенно не удивительно, что имеется немало данных о тесном взаимодействии египетских исламистов и саудовских ваххабитов. Это, что бы ни говорили, друзья-партнёры. Победа исламистов в Египте выгодна, прежде всего, монархиям стран Персидского залива.
Но как бы то ни было, вот уже скоро год мы все являемся свидетелями пробуждения творчества народных масс. В Египте и Тунисе, Сирии и Ливии вряд ли было бы возможно то, что уже произошло, без его величества Народа. И персидские монархии, решив разбудить Джинна (или сделать на нём политический капитал) уже сами сталкиваются с проблемами. В 2011 году имели место волнения в Омане, попытка восстания в Бахрейне, недавно в Кувейте попросту чуть не разгромили здание национального парламента. С волнениями шиитов сталкивается и Саудовская Аравия. Так что господам-шейхам, дай Бог, не придётся спать спокойно и в новом году. Это, впрочем, не отменяет общей констатации факта, что пока от всех политических потрясений в арабском мире выигрывают, прежде всего, именно они и их товарищи из числа исламистов.