Информация об инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей увеличить рабочую неделю с 40 часов до 60-ти была вброшена на днях в СМИ и вызвала всплеск обсуждений. Успели высказаться, как политики, так и рядовые граждане.
Напомним, что глава Комитета по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Прохоров подготовил проект поправок к Трудовому кодексу. Они, в частности, предполагают законодательно закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели (сейчас законом зафиксирована 40-часовая рабочая неделя).
Также планируется разрешить работодателю менять трудовой договор «по причинам экономического характера» и сокращать с нынешних двух до одного месяца срок обязательного предупреждения работника об увольнении. Кроме того, работодатели предлагают предоставлять оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых они сами направили на обучение.
Михаил Прохоров считает, что жесткое трудовое законодательство сдерживает модернизацию производства и является причиной низкой производительности труда. По оценкам экспертов, Россия отстает от развитых стран по производительности труда в три-четыре раза.
Отметим, что первым СМИ, которое сообщило об инициативе Михаила Прохорова, была газета «Коммерсант». Она же сообщила, что опрошенные ею юристы, в целом приветствуют изменение Трудового кодекса, поскольку в нынешнем виде он якобы чрезмерно защищает работников в ущерб интересам работодателя.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru оперативно провел опрос по поводу инициативы РСПП, и выяснил, что с идеей увеличить рабочую неделю на треть согласны 27% наших сограждан. Однако почти все из них уточняют, что 60-часовая рабочая неделя может быть введена только «с условием, что это отразится на увеличении зарплаты работников».
Одновременно опрос, проведенный порталом Superjob.ru, показывает, что большинство граждан страны не уверены в порядочности работодателей: «Многие работодатели будут это использовать, чтобы сделать условия работы хуже при такой же зарплате. И выбора предоставлять не будут – работай или уходи», — считают опрошенные. Люди боятся, что работодатели сделают 60-часовую неделю «обязаловкой», вне зависимости от желания работника, и более того, это согласие начальники будут «выбивать» из сотрудников угрозой карательных мер.
Глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, комментируя предложения РСПП, заметил, что, если предложение внести поправки в Трудовой кодекс появятся, то вначале их рассмотрит трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят представители правительства РФ, профсоюзов и работодателей, а уже потом, в случае их внесения в Госдуму кем-либо из субъектов законодательной инициативы — парламентариями. Исаев заявил, что предложения РСПП вряд ли будут поддержаны профсоюзами и одобрены Госдумой.
Откликнулась на проект поправок к Трудовому Кодексу, разработанный РСПП, и депутат Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», председатель Комитета по вопросам социальной политики Торгово-промышленной палаты России Оксана Дмитриева.
— Я убеждена, что предложения, которые содержатся в проекте поправок РСПП к Трудовому Кодексу, стратегически ошибочны, вредны и ущемляют интересы наемных работников, — отмечает Оксана Дмитриева в заявлении для СМИ. — Сейчас в виду слабой защищенности со стороны государства и недостаточного контроля со стороны профсоюзов наемные работники и так слабая сторона в отношениях работодатель-работник. Изменения, которые планируется внести в Трудовой Кодекс, касаются возможности работодателей увеличивать продолжительность рабочего дня до 60-ти часов, в случае согласия работника, фактически позволят работодателям произвольно увеличивать продолжительность рабочей недели. Помимо этого, введение 60-часовой рабочей недели является ни чем иным, как попыткой избавится от двойных выплат работнику за сверхурочные рабочие часы. Подобное нововведение даст почву для злоупотреблений со стороны работодателей, все мы прекрасно знаем, как у нас выбивается «согласие» работника, и многие работодатели будут использовать эту возможность, чтобы сделать условия работы хуже при прежней же зарплате.
Концепция вредна и опасна и с точки зрения новых возможностей работодателя в одностороннем порядке менять условия трудового договора. РСПП предлагает внеси поправки, позволяющие работодателю менять трудовой договор в одностороннем порядке не только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, что прописано в действующем ТК, но и по причинам экономического характера. В реальности это будет означать, что предпринимательский риск и ответственность теперь переносится на плечи работника. Это идет в разрез с рыночными принципами. Всю прибыль, как и раньше, получать будет работодатель, а в случае кризиса или неграмотной экономической политики предприятия расплачиваться за ошибки будет работник.
В стране и так сложилась несправедливая ситуация в отношении наемных работников. Доля оплаты труда в ВВП в России очень невысока. При этом львиная доля фонда оплаты труда на большинстве предприятий приходится на зарплаты топ-менеджеров, а иногда и собственники предприятий получают доходы в виде заработной платы, т.к. это выгодней с точки зрения налогообложения. И во многих случаях суммарная зарплата нескольких топ-менеджеров предприятия больше, чем заработные платы всех наемных работников.
Принятие поправок будет иметь серьезные негативные экономические и социальные последствия для россиян. Партия «Справедливая Россия» не поддержит эти инициативы. И я лично, как председатель Комитета по вопросам социальной политики Торгово-промышленной палаты России на ближайшем заседании подниму вопрос о позиции ТПП по данным вопросам. Основной принцип работы ТПП – поддержка и защита предпринимателей в той мере, в которой интересы предпринимательства не противоречат интересам государства.
Активно обсуждали инициативу РСПП и блогеры. Большинство из них негодовали по поводу проекта «обнаглевших буржуев». «Один зарубежный мужик справедливо отметил, что чем бездарней генерал, тем более героические солдаты ему требуются, — замечает ЖЖ-пользователь yadued. — Наши нынешние элиты удручающе тупы и бездарны. Не справляются. Именно поэтому Юргенсу русский народ вообще не нравится, а Прохорову для полного счастья нужно от работника не сорок часов в неделю, а шестьдесят. Правда, если он их получит, то вскоре окажется, что и этого недостаточно».
Но нашлись и те, кто поддержал идею увеличения рабочей недели на 20 часов.
«Хомячки в шоке, — ерничает gutnik_real. — Либералы и профессиональные защитники трудового народа тоже в шоке. Ну, как же так, за что типа боролись… А вот ежели посмотреть здраво? Что там у нас сегодня? А сегодня 40-часовая рабочая неделя и пятидневка. Можно, разумеется, вообще установить 20-часовую рабочую неделю. Но это тогда, когда экономика России будет процветать. В какой глубокой заднице сегодня находится экономика России, мы все понимаем. Все эту экономику хают, но вот работать больше и качественнее не желают. Нынешние наемные работники по сей день хотят, чтобы заместо них пахали их хозяева. А наемные работники чтобы пили кофе, сидели в ЖЖ и Вконтакте, играли на компе, обедали часа по два, отдыхали два дня в неделю, своевременно получали зарплату.
Пятидневная рабочая неделя — это бред. Вполне достаточно одного выходного – воскресенья. Вы просто посчитайте, сколько в календаре рабочих дней, а сколько выходных и праздничных… Да еще свой отпуск приплюсуйте. И тогда узнаете, сколько дней в году вы работаете. Нормальная рабочая неделя – ШЕСТЬ дней. И ежели человек на производстве или строительстве может работать шесть дней в неделю по 8 часов, то так называемые работники умственного труда (они же хомячки офисные) могут пахать и по 10 часов. Не растают. Не сахарные».
Вскоре, правда, последовало заявление РСПП о том, что инициатива об увеличении продолжительности рабочей недели с 40 до 60 часов не рассматривается и не может быть рассмотрена.
Так что же мы обсуждали последние дни? Что это было — очередная симуляция общественной дискуссии? Для чего господин Прохоров взбудоражил народ своей инициативой? На эти вопросы портала «Новый смысл», издаваемого Артелью аналитиков, ответил заведующий кафедрой теории коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор социологических наук Дмитрий Гавра:
— Я далек от конспирологических версий. Но нужно заметить, что после того, как Франция, проведя пенсионную реформу, вышла из зоны максимального социального патернализма, из относительно развитых стран только Россия и отчасти Италия остались в этой зоне. У нас действует либеральное трудовое законодательство, близкое к социалистическому. Инициативы, наподобие той, что озвучил господин Прохоров, идут на линии тестирования общественного мнения. Раз за разом Кудрин заявляет, что возраст выхода на пенсию должен быть увеличен, и раз за разом премьер-министр Владимир Путин ему отвечает, что этого никогда не произойдет. Однако благодаря этому обмену заявлениями общественное мнение готовится к тому, что на государственном уровне будут предприняты шаги по уменьшению социального патернализма. Устами Прохорова нашим людям дали понять, что есть экономические предпосылки к тому, чтобы работать больше. Но Прохоров и РСПП подразумевают, видимо, реальный сектор экономики, где заняты низкоквалифицированные работники, люди ручного труда, а не «офисный планктон».