Петербургский день дерби

Дмитрий ЖВАНИЯ

21 сентября на новом стадионе на Крестовском острове можно будет увидеть редкое зрелище — футбольное петербургское дерби

Большинство жителей довоенного Ленинграда именно «Динамо» считали главной командой города

Волей жребия в 1/16 финала Кубка России по футболу сойдутся давние соперники — петербургские «Зенит» и «Динамо». Несколько десятилетий назад они конкурировали между собой за право считаться главной футбольной командой Ленинграда. Но чем дальше, тем больше «Динамо» сбавляло обороты, сдавая позиции. Сбавляло по разным причинам. Не всегда футбольным.

Один город — команд много

«Один город — одна команда» — этот лозунг «Зенита» ещё несколько лет назад точно отражал ситуацию в петербургском футболе. Сейчас, когда петербургское «Динамо» держится в группе лидеров Футбольной национальной лиги (ФНЛ), а на главной арене стадиона «Петровский» принимает гостей команда «Тосно», новичок элитного дивизиона, этот красивый клич явно устарел. В Петербурге три футбольных клуба. Но если клуб «Тосно» — эдакий нагловатый выскочка, без истории и традиции, то петербургское «Динамо» долгие годы было главной командой северной столицы.

В июле — сентябре далёкого 1922 года в Петрограде проходили Арморские игры. Тогда в моде были сокращения, будто взятые из книг футуристов: наркомвоенмор — народный комиссар по военным и морским делам, главковерх — верховный главнокомандующий и т.п. Арморские игры — первенство армии и флота. И их победителем стала команда петроградских чекистов — Петроградского губернского отдела Главного политического управления (ГПУ), и на ее основе было создано петроградское «Динамо».

Если клуб «Тосно» — эдакий нагловатый выскочка, без истории и традиции, то петербургское «Динамо» долгие годы было главной командой северной столицы.

С 1922-го по 1925 год в Петрограде/Ленинграде, помимо «Динамо», появилось ещё несколько футбольных команд, в том числе «Красная заря» (1922), Дом красной армии (1922) и «Сталинец» (1925). Кроме них, в те годы в первенстве города участвовали футбольные команды с дореволюционным стажем: «Унитас», созданный легендарными братьями Бутусовыми и переименованный затем в «Пищевкус», до революции красно-белые цвета «Унитаса» защищал будущий писатель Виталий Бианки; «Спорт», который в 20-е годы стал называться «Петроградский район»; «Ленинградский уезд» — бывший и будущий ФК «Коломяги»; «Меркур», преобразованный в «Центральный район»; «Красный путиловец» (с 1935 года — «Кировский завод»).

В довоенные годы в Ленинграде, как и в Москве, было несколько команд, и ленинградцы не понаслышке знали, что это такое — день дерби

В 1924-м в Ленинграде была создана команда «Володарский район», которая под разными названиями просуществовала до 2005 года. Некоторые историки футбола считают этот клуб перевоплощением дореволюционной «Мурзинки» (напомним, что речка с таким названием протекает по Обуховской стороне). С 1927 по 1929 год этот клуб носил имя Ленина, а затем стал «Большевиком», так как был командой одноименного завода (бывшего Обуховского). И вот что интересно: с 1936-го по 1939 год эта команда называлась «Зенит» — по имени образованного спортивного общества, которое объединяло коллективы физкультуры ряда отраслей оборонной промышленности.

Однако по официальной версии современный «Зенит» является правопреемником «Сталинца». В бутике «Зенита» даже продается значок «Сталинца» — команды Ленинградского металлического завода. «Сталинец» просуществовал до 1940 года, когда его передали на баланс общества «Зенит». К тому времени «обуховский» «Зенит», который в 1939 году в чемпионате СССР группы «Б» занял 22 место, расформировали.

До Великой отечественной войны ленинградское «Динамо» семь раз выигрывало первенство города (1926, 1927, 1930, 1931, 1933, 1935, 1938). И это была единственная команда, которая не меняла название. 

В 30-е годы в Ленинграде возникли еще несколько клубов, в том числе «Промкооперация» («Спартак», «Автомобилист», 1931) и «Локомотив» (1937).

До Великой отечественной войны ленинградское «Динамо» семь раз выигрывало первенство города (1926, 1927, 1930, 1931, 1933, 1935, 1938). И это была единственная команда, которая не меняла название. Наверное, это обстоятельство было одной из причин, по которой большинство жителей довоенного Ленинграда именно «Динамо» считали главной командой города.

В то время как в высшем дивизионе советского футбола (группе А), расширенном в 1938-м до 26 команд, Ленинград представляли сразу пять коллективов: «Динамо», «Зенит», «Электрик» (бывшая «Красная заря), «Сталинец» и «Спартак».

В 1938-м ленинградская команда «Электрик» пробилась в финал Кубка СССР, в котором она встретилась с московским «Спартаком». Финальный матч состоялся 14 сентября 1938 года на стадионе «Динамо» в Москве. Победил «Спартак» — 3:2. В 30-е годы «Красная заря» (будущий «Электрик») была второй по силе командой в городе после «Динамо». Она дважды выигрывали чемпионат города. Руководил командой великий тренер Константин Лемешев, который потом выиграет Кубок с «Зенитом» в 1944 году. В составе было много знаменитых ленинградских футболистов — Виктор Набутов, Борис Орешкин, Алексей Яблочкин и другие.

На следующий год в финале Кубка СССР московский «Спартак» уже встретился с другой ленинградской командой — со «Сталинцем». Финальный матч тоже проходил на московском стадионе «Динамо» и вновь «Спартак» был сильней. На этот раз финальный матч закончился со счётом 3:1.

Словом, в довоенные годы в Ленинграде, как и в Москве, было несколько команд, и ленинградцы не понаслышке знали, что это такое — день дерби.

Общая победа

В блокадном Ленинграде 31 мая 1942 года прошло не просто дерби, а дерби героев. Речь о матче между «Динамо» и «командой Н-ского завода», набранной в основном из зенитовцев и футболистов петербургского «Спартака». Об этом матче очень много написано, и даже сложено немало мифов.

В блокадном Ленинграде 31 мая 1942 года прошло не просто дерби, а дерби героев

«Динамовский стадион во всем скорбном величии предстал: одно поле воронками изрыто, второе овощами засажено, а на третьем игра будет. Тут ребят увидел, и радость такая охватила — живы, родные! (Витю Набутова, нашего вратаря, отозвали прямо с передовой.) И майки с синей полосой нашлись, и бутсы! Кто-то из наших вспоминал, что мяч некий сапожник из сбитых солдатских подошв смастачил, но мне кажется, обычный был мяч, с острой и крепкой шнуровкой. Вышли мы на поле — Господи, кажется, ветром унесёт, как же играть-то будем?» — вспоминал динамовец Евгений Улитин, которого отозвали с фронта из-под Шлиссельбурга специально для участия в этом матче.

Динамовцы выиграли со счетом 6:0. Но проигравших в том матче не было. По мнению участника матча, динамовского полузащитника Валентина Фёдорова, победили те, у кого была больше пайка хлеба по карточке. В годы блокады большинство динамовцев, работая в органах НКВД, получали паек больше, чем обычные  заводчане. Так, сотрудниками уголовного розыска были сам Федоров, Аркадий Алов, Николай Логинов и другие динамовцы.

Победе «Динамо» радовались все одинаково, поскольку понимали, что, по словам Федорова, «эта победа одна на всех: над собой, над страхом, над отчаянием». 

Футболисты уходили с поля, обнимая и поддерживая друг друга. Победе «Динамо» радовались все одинаково, поскольку понимали, что, по словам Фёдорова, «эта победа одна на всех: над собой, над страхом, над отчаянием. Над лютой, беспощадной зимой 1942 года, выкосившей Ленинград, но не сломившей живых. Не убившей в живых главное — стремление жить».

Позже появилась легенда, что прямая трансляция матча шла как в окопы защитников Ленинграда, так и тех, кто его блокировал. Естественно, никакого репортажа не было и быть не могло. «В случае прямого репортажа немцы мгновенно бы определили, где проходит матч, и спокойно могли обстрелять место скопления людей», — объясняет журналист Кирилл Набутов, сын участника матча, динамовского вратаря Виктора Набутова, ставшего затем известным спортивным комментатором.

Первый блокадный матч между ленинградским «Динамо» и командой ЛМЗ прошёл 31 мая, а ещё до этого, 6 мая 1942 года, динамовцы сыграли с командой Балтийского флотского экипажа. В 1942-1943 годах ленинградское «Динамо» совершило турне по городам СССР. Так, в Москве команда с берегов Невы сыграла с местными одноклубниками и «Спартаком»

«На следующий день мощные репродукторы были установлены на пяти участках передовых позиций у самой линии фронта. В течение 90 минут передавался репортаж о футбольном матче, записанный на плёнку во время игры. И как же были изумлены враги стойкостью, мужеством и гордостью ленинградцев, организовавших в такое трудное время футбольный матч! Сотни снарядов и бомб обрушили гитлеровцы на стадион, чтобы уничтожить футболистов, заглушить трансляцию. Но бомбы и снаряды попортили футбольное поле, разрушили несколько рядов скамеек: со вчерашнего дня на стадионе было ни одного человека», — описывают события бывшие сотрудники ленинградского уголовного розыска, авторы книги «Непримиримость» Михаил Скрябин и Иван Савченко.

Через неделю, 7 июня 1942 года, состоялся второй блокадный матч между «Динамо» и «командой Н-ского завода», в котором заводчане дали бой бело-голубым, та встреча закончилась вничью — 2:2. В 1942-1943 годах динамовцы сыграли ещё несколько матчей, в том числе в рамках возрождённого в 1943-м первенства города. 

Виноват товарищ Берия

С 1945-го по 1954 год в высшем футбольном дивизионе страны играли всего две команды из Ленинграда — «Зенит» и «Динамо». Небольшое преимущество по итогам выступлений осталось за «Динамо» — клуб три раза занимал место в пятерке сильнейших, а «Зенит» в этот период лишь дважды оказывался в шаге от медалей.

30 июля 1950 года матчем между «Динамо и «Зенитом» открылся для болельщиков стадион имени Сергея Мироновича Кирова, снесенный, чтобы очистить место для строительства новой арены

«Динамо» продолжало считаться главной командой Ленинграда. Вспомним, какие мысли пронеслись в голове Андрея Лобанова, главного героя романа Даниила Гранина «Искатели», действие которого разворачивается в послевоенном Ленинграде, когда влюблённая в него девушка Нина пригласила его на футбол: «Она стояла перед ним загорелая, свежая, робко протягивая билеты. Его вдруг страстно потянуло плюнуть на свои интегралы, переодеться, поехать с Ниной на футбол, поорать, болея за “Динамо”, потом гулять по парку, есть мороженое и болтать о всяких пустяках». Отметим: «поорать, болея за “Динамо”», а не за «Зенит». И это при том, что по сравнению с довоенными сезонами «Динамо» выступало всё же не слишком уверенно.

30 июля 1950 года матчем между «Динамо и «Зенитом» открылся для болельщиков стадион имени Сергея Мироновича Кирова, снесённый в наши дни, чтобы очистить место для строительства новой арены. Матч закончился вничью — 1:1. В составе бело-голубых голом отметился Борис Чучелов, который ранее выступал за «Зенит», а в составе сине-бело-голубых — Алексей Пшеничный, который до войны играл за ленинградский «Электрик».

Московский, киевский и другие динамовские коллективы не пострадали. А ленинградское начальство решило, видимо, перестраховаться и после «разоблачения» Берии ликвидировало «чекистский» коллектив.

В послевоенные годы представительство Ленинграда в российском футболе ослабевало, а в элите в итоге осталась только одна команда с берегов Невы- «Зенит». Причин тому много…

В сезоне 1953 года «Динамо» заняло 10-е место, это был провал, но не катастрофа, однако клуб расформировали и его место в элитном дивизионе заняла созданная с нуля команда «Трудовые резервы». И это было не спортивное, а сугубо политическое решение. Известно, что покровителем динамовского движения был Лаврентий Павлович Берия, всесильный шеф КГБ. После смерти Сталина его, по традиции, разоблачили как врага народа, агента иностранных разведок и т.д. 23 декабря Берию расстреляли. И роспуск ленинградского «Динамо» — это эхо, которое донеслось до берегов Невы из того расстрельного подвала. Московский, киевский и другие динамовские коллективы не пострадали. А ленинградское начальство решило, видимо, перестраховаться и после «разоблачения» Берии ликвидировало «чекистский» коллектив. По политическим же причинам расформировали футбольные и хоккейные команды клуба «ВВС», которые курировал Василий Сталин, сын «вождя народов».

Годы мытарств

Ленинградские «Трудовые резервы» особой славы не снискали. И в 1960-м «Динамо» возродили, после чего легендарный клуб мыкался по низшим лигам, будучи фактически фарм-клубом «Зенита». В «Динамо», ведомственной команде КГБ и МВД, «служили в армии» многие молодые зенитовцы, в том числе те, которые затем входили в первый золотой состав «Зенита»: Николай Ларионов, Владимир Клементьев, Юрий Желудков, Сергей Кузнецов, Алексей Степанов, Юрий Герасимов, Аркадий Афанасьев, Сергей Дмитриев и Николай Воробьёв.

В историю «Динамо» вновь вклинилась политика. Его президент Сергей Амелин на выборах губернатора Санкт-Петербурга поддержал кандидата, который в своё время имел отношение к МВД, а этот кандидат, выйдя в финал выборов, проиграл…

Надежда на «возрождение легенды» появилась осенью 2001 года, когда «Динамо» вышло в Первый дивизион (ФНЛ). Новое руководство поставило перед динамовцами цель — к 300-летию Санкт-Петербурга завоевать право на выступление в Премьер-лиге. И эта цель не казалась нереальной. Достаточно вспомнить, что в сезоне 2002/2003 петербургское «Динамо» в 1/16 Кубка России обыграло ЦСКА 3:2, впервые в своей истории выйдя в 1/8 финала этого турнира.

Но вскоре в историю «Динамо» вновь вклинилась политика. Его президент Сергей Амелин на выборах губернатора Санкт-Петербурга поддержал кандидата, который в своё время имел отношение к МВД, а этот кандидат, выйдя в финал выборов, проиграл… Бизнесмен Амелин ушёл с поста президента «Динамо», клуб лишился финансовой поддержки и вновь прекратил своё существование — до 2007 года, когда бренд «Динамо» решил поднять на щит другой бизнесмен-строитель Леонид Цапу: «Динамо» возродили на базе команды «Петротрест».

22 октября 2009 года, за два тура до финиша первенства, «Динамо» заняло первое место в зоне «Запад» второго дивизиона ПФЛ и завоевало право на выступление в Первом дивизионе. Но эта победа не пошла впрок. Наверное, лучше бы «Динамо» радовало уверенной игрой во Втором дивизионе, нежели разочаровывало бесцветным выступлением в Футбольной национальной лиге. В итоге очередной провал и… развал.

Правда, во время, когда президентом петербургского «Динамо» был Цапу, а команда играла в Первой лиге, после долгого перерыва состоялось петербургское дерби. 13 июля 2010 года петербургские команды тоже сошлись в 1/16 Кубка России. Тогда сине-бело-голубые, которыми руководил итальянский специалист Лучано Спалетти, победили бело-голубых со счетом 3:1. Но динамовцы не выглядели мальчиками для битья. Они даже сравняли счёт. Но всё же «Зенит» показал свой класс.

Шаг за шагом

С 2015 года «Динамо» владеют структуры Бориса Ротенберга. После того как он покинул пост президента московского «Динамо», петербургское «Динамо» осталось его единственным футбольным проектом. И вот по итогам сезона 2016/2017 года петербургские динамовцы, ведомые Александром Точилиным, который с 1994 по 2008 год играл в московском «Динамо» на позиции защитника, вновь играют в ФНЛ, занимая после 14 туров третье место, имея в своем активе 29 очков. Никто, включая руководство петербургского «Динамо», которое настаивает на поэтапном, без рывков развитии клуба, не ожидал, что старт команды в Первом дивизионе будет столь успешным.

Пока перед «Динамо» не стоит задача выйти в элитный дивизион. Наверное, поэтому не видно, чтобы в городе кто-то серьёзно занимался продвижением бренда «Динамо».

Пока перед «Динамо» не стоит задача выйти в элитный дивизион. Наверное, поэтому не видно, чтобы в городе кто-то серьёзно занимался продвижением бренда «Динамо». На домашних матчах «Динамо», которые проходят на малой арене «Петровского», собирается всего несколько сотен человек. Однако, если бело-голубые продолжат уверенное выступление в ФНЛ, то не исключено, что историческое ленинградское дерби вновь станет регулярным событием. Пока же это событие можно сравнить с экзотическим десертом, и пробуя его, мы получаем послевкусие, которое напоминает о далёком прошлом… 

Оригинал на сайте «Интересант»

Читайте также:

Илиа ЖВАНИЯ. Как в Петербурге убивают футбол

 

Добавить комментарий