— Чувствовать и поддерживать человеческое достоинство прежде всего во всём, что касается нас самих, а затем в личности ближнего, и при то без всякой примеси эгоизма, равно как вне всякого отношения к божеству или обществу: вот — право. Быть готовым во всякий момент принять на себя — со всей энергией, а в случае нужды и против себя самого — защиту этого достоинства: вот — Справедливость…
Чувствовать себя в других до такой степени, чтобы приносить в жертву этому чувству всякий иной интерес, чтобы требовать к другому такого же уважения, как к себе самому, и возмущаться против того, кто допускает неуважительное к себе отношение, — как будто бы забота о его достоинстве не касалась его лишь одного, — такая способность кажется, на первый взгляд, странной…
Всякий человек стремится определить и выдвинуть на первый план свою собственную сущность, являющуюся его личным достоинством. В результате, так как сущность одна и та же у всех людей, каждый из нас чувствует себя одновременно и как личность, и как вид, и причинённая обида чувствуется третьими лицами, и самим обидчиком так же, как и обиженным, а вследствие этого протест имеет общее значение, — и в этом-то и состоит Справедливость.
Читайте также:
Пьер Жозеф ПРУДОН. «Что такое собственность»
Выдержки из главы IV (продолжение)
Выдержки из главы IV (продолжение-2)
Пьер Жозеф ПРУДОН. «Порнократия, или женщины в настоящее время»
Дмитрий ЖВАНИЯ. Прудон — человек полемики, а не баррикад
Михаил ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ. Как лопнул Народный банк Прудона
Михаил ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ. Прудон нашёл решение в русской общине
Михаил ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ. Прудон отнюдь не был героической натурой