Сам Пушкин предлагал нам звать город Петроградом
20 лет назад, 6 сентября 1991 года, по итогам городского референдума, прошедшего 12 июня, указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинград был переименован в Санкт-Петербург. Считается, что город вернул своё первородное имя. Но есть немало интересных фактов и логических цепочек, как политических, так и идейно-нравственных, которые приводят нас к выводу, что Северной столице следовало бы именоваться Петроградом.
По-немецки город назвал Бирон, а не Пётр
Начнём с того, что наши западники, агитируя за переименование города, ошибались, утверждая, что Санкт-Петербург — это историческое название города, данное его основателем Петром I. Царь Пётр, увлечённый всем голландским, назвал город по-голландски –Санкт — Питербурх. Кстати, сами голландцы шутят о своём языке: голландский язык – это когда пьяный немецкий матрос пытается говорить по-английски.
И только после кончины царя Петра город стал как-то постепенно именоваться на немецкий лад Санкт-Петербургом. Это был период русской истории, когда при дворе, да и почти во всех областях государственной и общественной жизни России тон задавали иностранцы, прежде всего — немцы. А государством фактически управлял немец граф Эрнст Иоганн Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны, ставший на короткое время после её кончины регентом при малолетнем царе Иоанне Антоновиче.
Бирон — это была ещё та фигура. Очень западно-ориентированный и при этом реакционный режим, именуемый в истории России с негативным окрасом «бироновщина», отметился разграблением национальных богатств России, жестоким преследованием людей за убеждения. За все «дела» Бирон и многие его немецкие фройнды были потом отстранены от власти и понесли наказание. Бирона за попытку захвата власти приговорили даже к смерти, правда, потом смягчили наказание. «Как версия вполне приемлемо, что именно при Бироне закрепилось немецкое название российской столицы Санкт-Петербург», — подтвердил как-то в разговоре со мной профессор Евгений Анисимов, главный научный сотрудник Института истории РАН, крупнейший петербургский специалист по петровской эпохе.
Говоря же о личности Петра, который, желая всё в России завести на иностранный манер, дал новой столице заморское название, авторитетный историк отметил, что «хоть, безусловно, дела Петра в созидательном плане велики, однако Россию и русских людей он не любил», да и вообще, самодурствовал, как известно, изрядно, например, устраивал свадьбы и похороны карликов. Известны садистские наклонности Петра. Чтобы обучиться стоматологии, он лично вырывал зубы у солдат и матросов; чтобы познать тайну зарождения человеческого плода, вспарывал животы беременным женщинам. Но о садизме и тирании «основателя Петербурга» не принято вспоминать. Говорят лишь о «прорубленном окне в Европу».
Народные восстания Пётр топил в крови. Он лично руководил казнью московского стрелецкого ополчения (1698), по его приказу были казнены триста участников астраханского бунта посадских людей, возмущённых новыми поборами (1705-1706), замучены тысячи казаков и крестьян из повстанческой армии Кондратия Булавина (1707-1710). Феликс Разумовский, создавший на ТВ исторический цикл о русской элите, подчеркивает, что Пётр выкорчевывал всё, связанное с русским национальным сознанием, русским, славянским духом, причём делал это он совершенно сознательно. Старую русскую элиту своим принудительными оргиями — «опусканиями» он довёл до глубокой духовно-культурной национальной деградации. Он просто хотел вытравить русскость. В итоге же он пытался ценой огромных жертв не только в физическом, но и в нравственном, духовном плане для русского народа, создать мощную агрессивную империю западного типа, могущую проводить экспансию на суше и на море, чего бы это его народу не стоило.
Народ русский, и при строительстве города САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, и при строительстве империи, был просто щепа, погибал без счёту. Во время правления Петра население России сократилось на четверть. Только на строительстве Петербурга погибли сотни тысяч крестьян и «работных людей». Указ 1 марта 1704 года требовал ежегодной высылки на берега Невы по сорок тысяч человек. «Работные люди» ссылались вместе с жёнами и детьми. Люди работали по пятнадцать часов в день, снабжение строителей было крайне скудным — кусок хлеба в день. Жалованье — «по полтине человеку в месяц» (из письма Петра). Царские чиновники разворовывали и эти копейки. Об ужасах возведения Петербурга народ сложил песни и легенды.
Позже, со второй половины XIX века многими славянскими народами Европы, русскими, украинцами, белорусами, сербами, чехами, словаками, завладела идея славянского братства. Этой идее отдал дань и Михаил Бакунин, будущий «апостол анархии». Чехи и словаки то под германским, то под австро-венгерским господством сопротивлялись германизации и мадьяризации родной культуры и языка. Не будем перечислять, чего натерпелись балканские народы от турков.
В те годы мощное развитие получила идея «славянской взаимности», свои надежды славянские народы возлагали на Россию. В российскую столицу тогда ездили делегации чехов и словаков за поддержкой, вплоть до (не поверите!) обращения к нашему царю с просьбой включить их земли в состав России, создать общее славянское государство. Но царь не принял этой идеи. Правда, тогда на Панславянском конгрессе большинство славянских народов решили иметь в своём государственном флаге единый триколор, как российский флаг, что концептуально сохранилось до сих пор, даже когда Чехословакия и Югославия развалились на новообразовавшиеся славянские государства. К слову, с началом Первой мировой войны из перебравшихся в Россию десятков тысяч чехов и словаков был создан Чехословацкий корпус, который принимал активное участие в боевых действиях под российским командованием. Там воевало много ярких личностей, в том числе и Ярослав Гашек.
Что характерно, ни одно славянское государство не имеет городов с чужестранным, чужеродным названием. Освободившись от ига оккупантов, славянские народы вернули своим городам родноязычные имена.
Или пора переименовывать на «американский язык»?
Начало Первой мировой войны в России пробудило национальное самосознание. В русский язык перестали втаскивать французские, немецкие или английские слова. В 1914-м при той же, между прочим, правящей петровской (романовской) династии, имя столицы русского государства решили перевести на русский язык – в пику былому и осмеянному западопоклонству. Так вот менялось первородное название города: вначале данное Петром Санкт-Питербурх, затем внедрённое нехорошим немцем Бироном и позже признаваемое самым плохим немцем Гитлером – Санкт-Петербург (идя на Ленинград, фюрер называл его именно Петербургом, и фашисты ставили на дорогах соответствующие указатели), после – Петроград, а потом родилось коммунистическое название Ленинград.
Если в названии Ленинград российских демократов, поклонников капитализма, будоражила коммунистическая идеологизированность, то логика подсказывает: надо было возвращать название Петроград. Ведь именно так назывался город, когда Россия достигла высшей точки капиталистического развития. Кроме того, можно не сомневаться, что, если бы вдруг город оказался под Гитлером, а он бы точно звал его Петербургом, и после его освобождения никто не поднимал бы вопрос о переименовании Ленинграда в Петербург, нашли бы на волне демократии другое название, и скорее всего – Петроград или Свято-Петроград. Напомню, что имя городу дано не в честь царя Петра I, как думает немалое количество людей, а в честь святого Петра. И этот апостол в русской православной традиции зовётся Петром, а не Петером.
Но пока открывается перспектива – корректировать название нашего города от модного когда-то немецкого к модному ныне английскому. Тем более что у нас на волне американизации русского языка всё чаще немцев Петеров называют Питерами, как, например, режиссёра Петера Штайна. Так что давайте уж последовательно, в логике нынешней эволюции, назовём нашу северную столицу Сент-Питерсбергом, именно так звучит имя города в Америке, названного когда-то в честь русской столицы. Кажется, что сегодня в России по-славянски говорить неудобно. Ведь внедряют же в русский язык нынешние «цари» слово «праймериз». А речь-то не о каком-нибудь иностранном алкогольном напитке, скажем, а о предвыборах российской власти.
Пушкин воспевал не Петербург, а Петроград
У русского поэта номер один встречаем — «град Петра» да «Град Петров». Скорее всего, Пушкину, великому творцу современного русского языка, очевидно: Петров град – это Петроград, а не Петербург. Он, истинный русский патриот, хоть и не бросал прямых упреков о неправильности названия русской столицы русофобом Петром, но давал косвенные «инструкции» потомкам. Интересно, что чехи, словаки, сербы, хорваты, как только у нас изменили Ленинград на Петербург, стали снова называть наш город Петроградом, даже в СМИ. Вот ведь какие славяно-патриотичные!
Филологи, в свою очередь, говорят, что такое обилие согласных в названии русского города, да ещё и порой четырех подряд – СаНКТ—ПеТеРБуРГ, чуждо мелодичному по своей природе русскому языку. А в Союзе Композиторов утверждают, ссылаясь на официальные данные из международных источников, что по количеству и качеству песен о Ленинграде мы обошли существующие песни о любом другом городе мира. Поскольку мало того, что пели о городе-красавце, но и само слово «Ленинград» очень удобное для поэтов и композиторов. С ним легко сочинялось множество песенных шедевров. «Слушай, Ленинград, я тебе спою…», «Я счастлив, что я ленинградец…» и даже «Если б знали вы, как мне дороги ленинградские вечера». Песне этой даже так позавидовали в Москве, что настояли переделать в «подмосковные вечера».
Петроград тоже звучит куда более музыкально, чем несуразный для русской речи фонетический спотыкач «Санкт-Петербург». Могли бы и о Петрограде или Свято-Петрограде сложить красивые песни. А то оказалось, что даже к грандиозно отмечавшемуся юбилею города в 2003-м не смогли сочинить ни одну красивую, запоминающуюся песню, которая сразу бы пленила сердца его жителей и невольно напевалась бы ими на улице, дома.
Когда высказываются против имени Петроград, то говорят, что оно ассоциируется с революцией, с большевиками. Но с большевиками скорее увязывается Ленинград, а Петроград был до того, и это название скорее ассоциируется с февральской революцией и расцветом демократии. И если уж вести такой разговор, то и Париж увязывается с революционным террором, в том числе в отношении католической церкви, но французы названия не поменяли.
А великий Пушкин сказал нам совершенно определенно:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Идея с Петроградом безусловно хороша!
А вот от набора русофобских журналитских баек про Русского Государя Петра право слово воротит…