Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Сразу после завершения всеобщих выборов во Франции 1-й секретарь Социалистической партии (СП) Мартин Обри торжественно объявила, что не будет повторно избираться на должность партийного лидера. Задолго до намеченного на октябрь конгресса СП встал вопрос о том, кто возглавит самую влиятельную партию страны в новых политических условиях, когда все нити власти оказались в руках социалистов Франции.
Если в конце 2008 года борьба за пост «социалиста № 1» велась безжалостно и бескомпромиссно, то на этот раз лидеры СП, не без, надо думать, советов со стороны президента Франсуа Олланда и премьер-министра Жан-Марка Эйро, приняли решение не доводить дело до жёстких персональных и внутрипартийных столкновений. Ещё летом высшие деятели СП взяли на себя обязательство выработать к назначенному на конец октября в Тулузе съезду единый компромиссный (от имени руководства) проект генеральной резолюции и под её проект выдвинуть устраивающую все основные направления социал-демократического движения Франции кандидатуру на пост 1-го секретаря. По уставу, правда, партийцы всё равно должны прямым голосованием утвердить эту кандидатуру, но в нынешних условиях данные выборы всё же носят заведомо предопределённый характер.
Проблема была в том, что, придя к власти, партийный истэблишмент СП начал очень быстрыми темпами бюрократизироваться. На депутатов и сенаторов, отстаивающих критическую точку зрения в отношении ратификации европейского «бюджетного пакта», начало оказываться неприкрытое и жёсткое давление из правительственных кабинетов. Точно такое же давление стало оказываться на тех министров правительства Эйро, которые поначалу были настроены на формулирование собственных проектов генеральной резолюции. По сути, им очень прозрачно стали намекать на то, что, если они не поддержат общий согласованный текст, то могут расстаться с высокими должностями. И, надо сказать, подобные увещевания свою роль сыграли: в итоге все министры-социалисты выровнялись за согласованным Жаном-Марком Эйро и Мартин Обри проектом.
Также в кулуарах, за закрытыми дверями, социалистические бонзы проводили «кастинг» кандидатов в первые секретари. Сам факт, что в одной из самых демократических среди социалистов партий Европы подобный важнейший вопрос решался втёмную, на высшем уровне, без привлечения к обсуждению рядовых активистов, сильно удивил общественность Франции, и уж точно поразил многих членов СП. Депутат Жюльен Драй с сожалением констатирует, что «победа не пошла партии на благо, а лишь усилила пропасть между её активистами и нотаблями». Одна из лидеров левого крыла партии сенатор Мари-Ноэль Линеман, в свою очередь, подчёркивает, что «факты, когда избранным лицам пытаются заткнуть рот и поставить их на место, нетерпимы и вредят репутации нашей партии». К слову, именно часть левых социалистов в итоге всё же решилась выставить альтернативный проект на суд делегатов тулузского съезда. Правда, судьба единого левосоциалистического течения «Передовой мир» сегодня сама висит на волоске: два его руководителя – делегированный министр Бенуа Амон и бывший председатель национального Собрания Анри Эмманюелли – всё-таки поддержали общий проект руководства.
Что касается назначенных на середину октября прямых выборов 1-го секретаря партии, сенсаций не предвидится. Кандидатом аппарата, то есть М. Обри и Ж.-М. Эйро, будет 52-летний европейский депутат Арлем Дезир, до настоящего времени человек номер два в аппарате СП. А. Дезир прекрасно известен всем слоям партийных активистов, в политическом плане он придерживается в целом левоцентристской линии М. Обри во французской социал-демократии. Известный парижский политолог Марк Лазар в недавнем интервью нашему сайту подчёркивал, что крайне важно, каковы на деле окажутся дискуссии на съезде СП. Впрочем, учитывая, как был определён кандидат на должность лидера СП, нельзя не задаться вопросом: а будут ли на съезде вообще серьёзные дискуссии?