Екатерина СЕМЫКИНА
Пока российские охранители во главе с Никитой Михалковым рассуждают о необходимости возвращения к «традиционным ценностям», итальянские консерваторы действуют, строго регламентируя жизнь сограждан. Дело доходит до экстравагантных крайностей.
Мэр курортного города Кастелламара ди Стабилия Луиджи Боббио ввел официальный запрет на мини-юбки, джинсы с заниженной талией и другие чересчур откровенные наряды. Кроме того, горожанам запрещено лежать на городских скамейках и сидеть на деревьях. Нарушителям новых правил грозит штраф на сумму от 25 до 500 евро. А в ближайшие дни мэр собирается внести на рассмотрение городского совета вопрос о запрете на игру в футбол в публичных местах, загорание на пляже с обнаженной грудью (для женщин), богохульство на улицах города. Морализаторская активность Боббио вылилась в крупный скандал — горожане массово выходят на главную площадь города с демонстрациями протеста.
Однако для Италии экстравагантные запреты со стороны местных властей далеко не редкость. Так, мэр Албеньи запретил открывать новые «кебабы». Мэр Кодонье запретил ношение паранджи, поскольку она, по его мнению, «может напугать детей». А мэр Салерно ввел запрет на садовых гномов, чтобы воспрепятствовать «изменениям в окружающей среде». В ответ на решение ЕС о запрете на вывешивание распятия в школах власти многих итальянских городов распорядились об обязательном размещении этого религиозного символа, в том числе в барах, кафе и ресторанчиках.
Мэр Салуджии запретил в ходе свадебных церемоний осыпать новобрачных рисом. Он убежден, что «следует сохранять уважение и беречь столь важный элемент в жизни человека». Мэр городка Аккуапенденте после урезания расходов на здравоохранение в области Лацио призвал сограждан не заражаться инфекциями и не приобретать заболевания. А мэр города Ронкаделле пошел еще дальше. От досады, что ему было отказано в расширении площади местного кладбища, он распространил следующее обращение: «Граждане, не уходите в мир иной!».
В России же пока все креативные региональные политические проекты в основном направлены на решение проблемы адаптации мигрантов и разрешение культурных противоречий между приезжими и местным населением. Так, «Кодекс москвича» осуждает приготовление шашлыка на балконе, резню баранов во дворе, ношение национальной одежды на улице или общение не на русском языке в общественных местах. «Нравственный кодекс петербуржца» избегает конкретики и сводится к семи практически универсальным тезисам: петербуржец должен любить свой город, уважать достоинство других людей, бережно относиться к природе и т. д. Правда, ни московский, ни петербургский кодексы как официальные документы в обеих столицах не приняты. Учитывая, что многие наши сограждане ведут себя на улице не менее, а то и более расковано, чем жители провинциальных итальянских городов, а в теплое время года одеваются еще откровенней, чем они, Артель аналитиков «Новый смысл» решила узнать, что думают наши эксперты, в том числе законодатели об инициативах местных властей на Апеннинах.
Александр Кузьмин, председатель правления Общественного движения «Мы − петербуржцы», разработавшего «Нравственный кодекс петербуржца»: «В петербургском нравственном кодексе ограничений, подобных итальянским, не предполагается».
-Я считаю, что вмешиваться в какие бы то ни было культурные традиции — это вообще не очень правильно, даже руководителям субъектов, городов или районов. Я знаю, что в Италии и так достаточно строгие законы существуют. И одними законами невозможно управлять, есть традиции, есть религия, есть законы общества тоже. Если какие-то поступки членов общества вызывают отторжение большинства, тогда, — да. А в противном случае такие ограничения не нужны.
Наш петербургский нравственный кодекс сейчас обсуждается и официальными лицами, и гражданами города. В него были и еще, возможно, будут внесены существенные дополнения. Сейчас мы ждем одобрения города. Но, в любом случае, ограничений, подобных итальянским, там не предполагается. А сами программы, которые способствуют повышению нравственности в городе, они уже сейчас идут и дают свои результаты.
Виталий Милонов, председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»): «Богохульство на улицах должно быть объявлено уголовным преступлением!»
— Что касается особенностей одежды и запретов на чересчур откровенные наряды, то в России их, наверное, и запрещать не надо — у нас большую часть года так холодно, что в них и не походишь. Но я считаю, что если в каком-то курортном городишке в Италии, где проживает тысяч 15-20 населения, введут такие правила, то, что ж — это право жителей данного города, потому что жители выбрали мэра, который придерживается таких принципов. Ну, вот, футбол… Я не знаю. Хотя я сам в футбол не играю, но, может, запрещать футбол и не нужно.
А что касается богохульства на улицах, то я бы сделал запрет на это обязательным по примеру городка Италии и во всей России. Убежден, что богохульство на улицах должно быть объявлено незаконным и вообще, уголовным преступлением!
Говоря о том, какой нравственный кодекс нужен России в целом и Петербургу в частности, я бы заметил, что не надо изобретать велосипед. Нравственный кодекс уже существует, и он известен уже более тысячи лет. У нас есть Новый Завет и есть Ветхий Завет. Древние иудеи постоянно находились в поиске, поэтому Господь им послал такой вот «кодекс» — в виде Ветхого Завета и посланий пророков. А наш кодекс — Новый Завет. А если говорить более приближенно к законодательству, то, безусловно, мы должны вводить определенные нормы общественной морали на государственном уровне. Такие нормы законодательно введены в большинстве стран, в том числе и в США, которые считаются страной демократических свобод. Попробуйте в США на пляже раздеться топлес — тут же вас полицейские в участок за нарушение морали заберут! Это разумный консерватизм.
Вячеслав Зайцев, кутюрье, президент Московского Дома Моды: «Люди все равно будут делать все вопреки глупым запретам».
— Какие-то моральные рамки нужны — меня возмущает вид женщин с голым пузом! Когда у девчонок из под брюк видны трусы — тоже неловко. Но вводить жесткие ограничительные меры — это нереально и непозволительно, я считаю. Это большая глупость. В 70-е годы в России было то же самое — пытались обрезать клеш, а в 60-е заставляли снимать мини-юбки. В 60-е годы — в самый расцвет моды! Но от этого было мало толку. Да и сегодня такой уровень саморазвития общества, что люди все равно будут делать все вопреки глупым запретам. Кто-то испугается, конечно, но большинство все равно будет делать вопреки.