Трагическая смерть британской певицы Эми Уайнхаус вызвала множество статей об артистах, спортсменах и всяческих знаменитостях, умерших от наркотиков, пьянства и других пагубных пристрастий. Удивительно талантливая девочка Эми Уайнхаус запомнится не только своими песнями, но и своими непрестанными скандалами. Не по своей вине. Она-то меньше всего стремилась сделать их достоянием публики. Таблоидная пресса устраивала за ней форменную охоту.
Эми Уайнхаус здесь явно жертва. Представим, что на Владимира Высоцкого, страдавшего от тех же проблем, что и Уайнхаус, устроили бы охоту крупнейшие российские газеты его времени во главе с «Комсомолкой». Он вряд ли дожил бы до своих сорока двух лет. Вряд ли сумел бы написать и спеть сотни песен, сняться в замечательных ролях, сыграть в театре…
Принадлежавшие Руперту Мёрдоку таблоиды отслеживали каждую минуту жизни певицы. Говорят, в «Сан» имелся целый отдел, занимавшийся личной жизнью Уайнхаус.
Сейчас, похоже, всерьёз взялись за эти таблоиды по обе стороны океана. Народ узнаёт, как добывалась, а порой и фабриковались сенсации. Газеты меньше всего интересовались судьбой своих героев-жертв. Их жестоко эксплуатировали, а затем выбрасывали. Выбрасывали в те моменты, когда интерес и симпатия публики могли помочь.
Так случилось со всеми: от Эми Уайнхауз до Мордехая Вануну, сделавшего достоянием общественности израильские ядерные секреты. Та же «Сан» использовала его до конца, но не захотела употребить свой немалый общественный вес, когда Вануну выкрала израильская разведка. А ведь открытое обсуждение ядерной политики нужней всего самому обществу.
Я не случайно помянул здесь Высоцкого. Скандальная известность порой мешает увидеть артистов, которые остаются в обществе, в общине, где выросли и поют для людей, становясь истинно народными бардами и трубадурами. Таким стал Владимир Высоцкий в России. В Британии таким стал Билли Брег. Он остался верным своему родному Ливерпулю, пишет и поёт песни, затрагивающие душу обычных людей.
Недавно Брег выпустил новую песню «Никогда не покупай «Сан»». Песня распространяется бесплатно и посвящена трагедии на стадионе Хиллсборо в Шеффилде 1996 года, когда во время футбольного матча погибло 96 болельщиков, а 766 получили ранения. Все они были из Ливерпуля. По следам событий была назначена профессиональная комиссия, установившая, что причиной трагедии стали некомпетентность полиции и политика разделения болельщиков разных команд барьерами. По выводам комиссии на стадионах были сняты барьеры перед трибунами и ликвидированы стоячие места. Не дожидаясь результатов проверки, «Сан», имевшая тогда наибольший тираж в Великобритании газета, вышла с аршинными заголовками на первой полосе. Под заголовком «Правда» газета сообщила читателям сенсационные подробности о том, что якобы болельщики Ливерпуля нападали на сотрудников скорой помощи, занимались мародёрством, обирали мёртвых. Позже выяснилось, что всё это ложь.
Песня Брега о том, что «Скоттерс» (это местное самоназвание жителей рабочего Ливерпуля) были верными читателя «Сан» ещё со времен, когда она была радикально-социалистической «Дейли Геральд». Ребрендинг в империи Мэрдока не смог сломить читательской поддержки, а вот ложь под шапкой «Правда» привела к тому, что в течение одного дня продажи «Сан» в городе упали в десятки раз, и никогда не смогли вернуться на прежний уровень. В интервью «Саундчек» Билли Брег сказал, что первые варианты песни появились ещё в те времена. По старому принципу «утром в газете, вечером в куплете». Брег вносит в свои лирические баллады много панка, но всё равно они звучат как старинные романтические песни бардов.
Билли Брег сейчас в Америке. В среду, 27-го июля, он дал концерт на одной из самых знаменитых артистических сцен мира – в Линкольн-центре в Нью-Йорке. Позже пройдут ещё два концерта под шапкой «Дома». В Нью-Йорке у него преданная аудитория. За три часа перед концертом в Линкольн-центре Брег устроил «репетицию»: пригласил любителей акустической гитары приехать и поиграть вместе с ним. Я взял свою гитару и поехал. И могу теперь рассказывать, что сам играл в Линкольн-центре с Билли Брегом.