Не так давно один экстремистский египетский салафит (сторонник очищения ислама) объявил футбол игрой шайтана, запрещённой исламом. В ответ группа молодых мусульман-салафитов и христиан провели товарищеский матч. Об этом рассказывает Азиз Абу Сара, сотрудник центра «The Arab West Report», занимающегося проверкой межрелигиозных инцидентов в Египте.
Рассказы о конфликтах между христианами и мусульманами в арабских странах куда легче попадают в новости, чем рассказы о мирном добрососедстве. Египет занимает лидирующее место по новостям о христианско-мусульманской напряжённости, о сожжённых церквях и гонениях на христиан. К сожалению, новости сосредотачиваются на негативных явлениях, а часто инциденты не имеют никакого отношения к религии. Как правило, репортёров на месте не оказывается, а заезжие знаменитости не знают языка и не имеют связей и возможностей, чтобы разобраться в египетской ситуации. Разумеется, наблюдаются фанатизм и напряжённость, причём с обеих сторон. Ведь христиане в Египте – не какая-то маленькая группа населения, их насчитывается около восьми миллионов человек, и среди них есть разные люди.
Подливают бензин в огонь и различные неоконсервативные организации, старающиеся раздуть «конфликт цивилизаций». Особенно отличается израильский Middle East Media Research Institute (MEMRI). Его официальная задача – обеспечить исследователей, журналистов и всех заинтересованных переводами ближневосточных текстов. По сути, они переводят исключительно самые экстремистские тексты, чем искажают картину происходящего. Во главе MEMRI почему-то стоит бывший полковник военной разведки Израиля Игаль Кормон, а сам институт находится на переднем крае израильской информационной войны, известной под ивритским названием асбара (hasbara). Не удивительно, что среди переводов MEMRI не встретишь текстов израильских и иудейских экстремистов, мало чем отличающихся от мусульманских.
«The Arab West Report» занимается публикациями, вводящими в заблуждение. Две недели назад главный редактор Корнелис Халсман (Hulsman) встретился с группой американских студентов (из Университета Джорджа Мейсона) в Каирском центре мировых религий, дипломатии и разрешения конфликтов. Халсман выразил сожаление в связи с существующей в Египте журналистской практикой – не расследовать обвинения в преступлениях на почве ненависти. Его организация отслеживает сообщения СМИ о мусульманско-христианских инцидентах и посылает представителей для проверки точности и отсутствия предубеждённости. Они обнаружили, что многие конфликты, которые происходят, освещаются в СМИ как религиозные без тщательного расследования, и часто не имеют отношения к религии.
Создаётся впечатление, что христиане и мусульмане находятся в постоянной борьбе, а позитивные новости о мусульманско-христианских контактах не публикуются. После смерти коптского Папы Шенуды III, MEMRI опубликовал сообщение об антихристианской проповеди имама Вагди Гонейма против христиан и Папы. Однако ни в MEMRI, откуда черпают новости многие международные СМИ, ни западные журналисты на Ближнем Востоке (базирующиеся, как правило, в Иерусалиме) не сообщили, что многие мусульманские имамы положительно отозвались о Папе Шенуды. Не сообщили ничего и о решении главы Военного совета Египта маршала Хусейн Тантави предоставить государственным служащим христианам три оплаченных выходных дня, чтобы они могли участвовать в траурных церемониях.
На фото из страницы в «Фейсбуке» египетской революционной организации «Колена Халид Саид» женщина-мусульманка в хиджабе спускает с балкона ведро воды, чтобы дать напиться христианам, оплакивавшим смерть Папы Шенуды III. Комментарии говорят, что она делала это в течение нескольких часов. Эта женщина как раз и есть символ надежды и потенциальных будущих христианско-мусульманских отношений.
Студенты из университета Джорджа Мейсона провели много встреч с другими общественными деятелями, христианами и мусульманами, заинтересованными в позитивном развитии христианско-мусульманских отношений. Группа встретилась также с лидерами салафитов и «Братьев мусульман». Студенты были удивлены, услышав, что христиане и салафиты в равной степени подвергались преследованиям и дискриминации при режиме Хосни Мубарака. Парламентарий-салафит, выступивший перед группой, обвинил бывшее правительство в политике ограничения свободы вероисповедания в обеих группах. Салафитские представители уверяли, что их видение будущего Египта предусматривает свободу вероисповедания и безопасность для всех.
Надо сказать, что как раз националисты-насеристы раздували в своих целях религиозную вражду. Гемаль Абдель Насер арестовал большинство деятелей «Братьев-мусульман» и притеснял христиан. На его совести высылка «европейцев», поколениями живших в Египте. Его преемник Анвар Садат, известный на Западе как миротворец, ещё больше распалял вражду. Он прославлял себя как «верующего президента», много говорил о превосходстве ислама, натравливал исламских экстремистов на профсоюзы и левых силы.
Салафиты и «Братья-мусульмане» не отмахиваются и от существующих проблем. О футбольном салафитско-коптском матче рассказал студентам один из парламентариев-салафитов. Этот матч был устроен в знак протеста против религиозной фетвы. Игра доказала, что христиане и мусульмане могут вместе противостоять экстремизму и что они не являются естественными врагами.
Христиане и мусульмане в арабских странах сталкиваются с быстро меняющейся политической обстановкой. Там хватает радикальных групп, которые хотят разорвать отношения между христианами и мусульманами. Хватает и заезжих подстрекателей – как с Запада, так и с Востока. Тем не менее, многие с обеих сторон работают без устали и вместе, чтобы эти попытки не имели успеха. Христиане и мусульмане жили бок о бок на протяжении столетий. Это далеко не первая вспышка экстремизма в их истории. И всё же на мусульманском Ближнем Востоке сохранилось удивительное этническое и религиозное разнообразие, невозможное ни в Европе, как в католической, так и в протестантской, ни в православной России. Победа мирного добрососедства снова станет победой над любым попытками разделить людей. Отношение к меньшинствам явится пробным камнем для всех ближневосточных режимов, как послереволюционных, так и тех, в странах которых революция ещё назревает.