Краевая судьба Петербурга

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

Возникшая в очередной раз на повестке дня тема объединения Петербурга и Ленобласти вновь вызывает массу вопросов и кривотолков. При этом губернатор северной столицы Валентина Матвиенко уверена, что идея расширения границ мегаполисов вскоре обязательно коснётся Северо-западного региона. «Я абсолютно убеждена, вот поверьте мне и моей интуиции, что такая же судьба ждет и Петербург, и Ленинградскую область», — заявила Матвиенко, проводя параллели с формируемым вокруг Москвы Столичным федеральным округом.

Идея слияния города на Неве с прилегающей областью муссируется ещё со времён губернатора Владимира Яковлева. Полемика по этому поводу то становится невероятно актуальной, то затихает, то вдруг вспыхивает с новой силой – как и теперь. Притом что последний по времени более-менее крупный «объединительный» конфликт был погашен самым влиятельным московским петербуржцем. Под занавес своего второго президентского срока в 2008 году Владимир Путин заявил, что не видит социально-экономических оснований для объединения Петербурга и Ленинградской области – и, казалось бы, закрыл тему.

Ленинград долгое время был великим городом с областной судьбой

Однако сегодня процесс запущен вновь. Не надо быть великим аналитиком, дабы понять, что катализатором очередных громких заявлений о создании «Невского края» или «Ингерманландии» (или какого-то подобного образования) на этот раз послужила инициатива президента Дмитрия Медведева о расширении административных границ Москвы, озвученная им на Международном экономическом форуме в Петербурге.

Нельзя не отметить, что у этого проекта (касательно столичных преобразований) есть много влиятельных сторонников. Сама идея разработана в Международном финансовом центре под руководством Александра Волошина, бывшего главы администрации президента. Этой идеей увлёкся Сергей Собянин, мэр Москвы, и они вместе с Волошиным донесли эту идею до президента, который её и озвучил на берегах Невы. Правовые рамки проекта не ясны, и всё это, по мнению экспертов, займёт много месяцев. Тем временем планы объединения Москвы и Подмосковья вовсю обсуждаются в блогосфере и СМИ. Позиции высказываются полярные, это видно уже по заголовкам, например: «Москвичи не хотят объединяться с областью», или «Объединение Москвы и области поддерживают более половины жителей Подмосковья».

Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко

Тем временем многие известные политики и политологи включились в дискуссию на аналогичную питерскую тему. Так, депутат Госдумы Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия») полагает, что «Петербург может превратиться в Великий город с уездной судьбой». «Такая активная поддержка идеи об объединении Петербурга и Ленобласти губернатором Матвиенко неслучайна, — считает парламентарий. — Во-первых, после провальной политики, проводимой в городе в последние годы, после сноса исторических зданий и разрушения памятников, самой лучшей стратегией и спасением для городских властей может стать расширение театра военных действий, это, кстати, известная заповедь всех полководцев-неудачников». Во-вторых, по оценке Дмитриевой, при объединении города и области в один субъект Федерации, Санкт-Петербург получит статус рядового муниципального образования, как Бокситогорск или Лодейное поле. «Очевидно, что Ленинградская область, которая является дотационным регионом и получает трансферты из федерального бюджета, после объединения будет лишена этой возможности», — прогнозирует депутат.

Некоторые мотивы нынешних страстей вокруг «Невского края» и впрямь понятны — как и возможные последствия реализации этого спорного проекта. Но далеко не все. А главное — почему опять и именно теперь? Кто от этого больше выиграет, и кто – проиграет? Артель аналитиков обратилась за комментариями к экспертам.

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии (Москва): «Под губернатором Матвиенко шатается кресло, и она хватается за все соломинки, которые оказываются в её поле зрения».

— Это очередное заявление связано с желанием Валентины Ивановны Матвиенко остаться губернатором. А поскольку всё-таки её популярность в Петербурге недостаточно велика, мягко говоря, и кресло под ней шатается, то ей хотелось бы придумать новую конструкцию, которая позволила бы ей остаться фактическим руководителем объединённого субъекта Федерации, — а, возможно, и без конституционных процедур, если это будет не субъект, а какой-нибудь федеральный округ.

Разумеется, любое изменение состава и количеств субъектов РФ требует внесения корректив в Конституцию, что достаточно сложно – даже, несмотря на то, что сегодня уже обе палаты парламента голосуют автоматически. Конечно, не факт, что на пост нового главы будет назначена Валентина Ивановна. Но в этом всегда видится желание чиновника перехватить инициативу, оседлать проект, а когда он его оседлал – то всегда больше шансов, что, по крайней мере, до определённого этапа, он будет его реализовывать…

При этом, я считаю, никакой уверенности в успехе у Валентины Матвиенко нет и быть не может, тем более, что губернатор Ленобласти Валерий Сердюков всегда очень умело отражал эти атаки на регион, и был эффективным лоббистом против объединения; думаю, так будет и сейчас.

В качестве резюме скажу: я не могу прогнозировать успех данного предприятия. Но Валентине Ивановне нужно спасаться мытьём или катаньем, и она хватается за все соломинки, которые оказываются в её поле зрения. Никакого федерального интереса в том, чтобы объединять два субъекта, я не вижу. Больше того, если опираться на аналогии, даже, несмотря на заявления президента Медведева о выводе за нынешнюю черту Москвы всех бюрократических структур, это вовсе не означает объединения столицы и Московской области. Эти два субъекта останутся независимыми, просто несколько изменятся их границы. Большая часть Московской области останется нетронутой; в состав Москвы или Столичного округа будут включены только небольшие территории, на которых будут непосредственно располагаться правительственные учреждения. Так что ссылаться на «столичный опыт», как на прецедент, Матвиенко тоже не может; она, скорее, наводит тень на плетень.

Владимир Соловейчик, активист Движения гражданских инициатив: «Невский край» может быть задуман как «утешительная» площадка для некого видного федерального чиновника, которому предстоит выйти в тираж».

— Мне кажется, что в настоящий момент, вопреки давно идущим разговорам, проект объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области экономически не обоснован, управленчески не проработан, политически не оправдан и жителям обоих субъектов Федерации по большому счёту не так уж выгоден. Слияние выгодно лишь чиновникам, надеющимся в процессе реорганизации комитетов, управлений, департаментов и прочих властных структур получить новые карьерные перспективы; и, возможно, крупным строительным корпорациям, которым в Петербурге уже не хватает свободных территорий под мега-проекты.

Полагаю, что в условиях начавшейся предвыборной гонки объединение Петербурга и Ленобласти вряд ли состоится. Скорее всего, это заявка на будущее. Но если в Кремль в качестве президента РФ вернётся Владимир Путин, создание «Невского края» окажется, скорее всего, под большим вопросом, учитывая, что за годы его руководства страной все подобные поползновения оканчивались ничем. Не уверен, что и инициатива по созданию «столичного федерального округа» в этом случае воплотится в жизнь – по крайней мере, в том виде, в каком она прозвучала во время прошедшего Петербургского экономического форума.

Вместе с тем, не исключено, что «Невский край» задумывается как площадка, руководить которой сможет некий видный чиновник, выставленный в 2012 году из структур федеральной власти. Понятно, что переход с высших этажей на региональный уровень – не подарок. Но стать губернатором «Невского края» всё-таки престижнее, нежели, например, экспертом Конституционного Суда РФ, преподавателем авторского права где-нибудь в Сколково или активным блогером. В любом случае, никаких иных разумных и рационально обоснованных оснований для подобной объединительной спешки я не вижу.

Григорий Соломинский, член клуба «Ингрия», юрист: «Никаких внятных аргументов за то, чтобы сохранять разделение города и области, я не вижу».

— Мы, как приверженцы идеи Ингерманландии, естественно, приветствуем объединение города и области в единый субъект – желательно с названием «Ингерманладния», поскольку разделение искусственно: мощный мегаполис, оторванный от территории, от границ…. Объединение, конечно, напрашивается – исторически, экономически и так далее. Единственное, что в данном случае вызывает опасения, – личности тех, кто предлагает это сделать. Они, безусловно, преследуют не общественные интересы, а какие-то свои: корыстные, бюрократические. Все эти игры: кого поставить, кого переставить…

Однако в любом случае это движение в правильную сторону. Как бы там ни было, ничего хорошего от власти мы всё равно не имеем, ну а если они хотя бы векторно двигаются в нужном направлении – это неплохо. Бог с ними, с их интересами, но, я думаю, это будет соответствовать и интересам людей. Единственный существенный аргумент, который когда-то был, против объединения: у города и области два голоса в Совете Федерации. Но сейчас количество голосов в Совфеде всё равно никакого влияния ни на что не оказывает, голосуют все одинаково. В общем, никаких внятных аргументов за то, чтобы сохранять разделение, я не вижу.

Павел Солтан, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Прежде чем что-то объединять или разъединять, надо понять, выступает ли за это большинство жителей».

— Подобная реструктуризация должна происходить только тогда, когда это на самом деле требуется, и когда большинство жителей  за это выступает. Поэтому прежде чем пытаться что-то объединять или разъединять, надо, во-первых, понять, насколько в этом есть потребность у жителей, — это раз. Какова целесообразность, в том числе – что это даст экономически, социально, культурно. То есть, необходимо всё это взвесить. В противном случае это будут пустые слова, просто некие намерения, декларации, которые ни во что никогда позитивно не смогут вылиться. Поэтому, мне кажется, здесь важно понимать, что Петербург – вторая столица, и что никакое объединение не может быть произведено насильно, иначе эффект будет обратным. И всё это вызовет только негатив у населения и социальную напряжённость.

Ленобласть – безусловно, дотационный регион. Если говорить о социальной политике, то у нас — и в Петербурге, и в России в целом — ещё столько белых пятен и проблем, которые предстоит решить… Мы не на том уровне находимся, когда у нас всё замечательно, и мы можем, образно говоря, с кем-то поделиться. Пока в большинстве случаев то, что у нас – социальное государство, записано лишь на бумаге. Взять хотя бы то, что ещё в 2008-м году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. По поручению президента документы для её ратификации должны были быть подготовлены в 2009-м году. Сейчас 2011-й год, документы до сих пор не готовы…. Подытоживая, замечу: если мы сейчас скажем, что, вот, объединим регионы, и будем жить прекрасно – это будет безответственно.

4 комментария

Да Матвиенко та еще гиена!
Готова с на все готова. Сейчас расчистила себе место, при котором Миронов10 лет трудился на благо страны и Совета Федерации.
Надеюсь, что она провалится на пути к цели. Пусть нервы бережет на пенсии.

Ленинградская Область существует с 1 августа 1927 года. Это новое образование создали из кусков от четырёх губерний и таким образом лишили Ленинград своей окружающей территории.
Давайте зададим себе вопрос, а зачем это было сделано?
Никогда никто до сих пор публично не обосновывал какую цель преследовала власть в тот период так поступая. Естественно, что у населения и не думали спрашивать выгодно им это или нет. Это сейчас, когда всем можно говорить многое, обязательно находятся исключительно правильные персоны, которым обязательно нужно высказать такое важнейшее замечание.

В тот период проходили весьма важные политические события в СССР, в Ленинграде ещё был дух сильной оппозиции Сталину и в Москве делали разные хитрые шаги, которые ослабляли позиции внутренних конкурентов.

Поскольку объединение Петербурга с Лен. Областью будет шагом в сторону усиления петербургской самостоятельности, то противники такого усиления всегда будут «высасывать из пальца» любую нелепицу, молоть всякий вздор, но лишь бы не произошло такое объединение.
Тем более, что даже только воссоединение территорий Ингерманландии, уже даст сильный аргумент для требования создать Ингерманландскую Автономную Республику, которая не сможет быть автономной формально из-за экономической, научной, культурной, политической мощи Петербурга, и, следовательно, сможет дать крепко по рукам московскому бизнесу, который беспредельно хозяйничает в Ингерманландии и в Петербурге.

Добавить комментарий