Констанца — черноморский бастион румынской социал-демократии

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

В Румынии, в отличие от большинства стран Юго-Восточной Европы, влияние левоцентризма на местном и региональном уровнях весьма велико. Значительную часть городских администраций возглавляют представители ведущей политической силы страны — Социал-демократической партии (СДП). Это относится и к одному их самых многочисленных городов страны, расположенной на черноморском побережье Констанце, уездном центре и главном городе региона Добруджа.

Констанца — старейший город из всех ныне располагающихся на территории Румынии

Считается, что Констанца — старейший город из всех ныне располагающихся на территории Румынии. Ведь первые обитаемые людьми поселения городского типа на месте Констанцы датируются примерно 600 годом до нашей эры! Однако на момент освобождения Румынии от османской зависимости, согласно свидетельствам иностранных очевидцев, Констанца, на деле, представляла собой всего лишь «бедную турецкую рыболовецкую деревню». Но в конце позапрошлого века мощнейший импульс городскому развитию придало строительство крупного морского порта, ставшего с тех времён, можно сказать, «градообразующим предприятием».

На сегодня морская гавань Констанцы, разделённая на два автономных (северный и южный) порта, по румынским официальным данным, является крупнейшим портом на всём Черном море, но и входящим в число ведущих торговых портов всей Европы. Так что ещё в начале ХХ века в Констанце было достаточно развито рабочее и социал-демократическое движение.
В межвоенную эпоху город процветал, заметно выросла численность его жителей, было построено немало новых общественных учреждений. Конечно, в годы II Мировой войны город и порт сильно пострадали от бомбардировок союзников по нефтяным терминалам, но после войны уже коммунистические власти занялись реиндустриализацией Констанцы.

На протяжении многих лет Констанца выполняет роль важного коммерческого центра в Румынии / На фото — Большое казино в Констанце

На протяжении многих лет Констанца выполняет роль важного коммерческого центра в Румынии. Сегодня многие торговые и строительные проекты в этом городе, где проживают сейчас свыше 300 тысяч жителей, в значительной степени финансируются фондами Европейского Союза. И объективно как раз население таких городов, как Констанца, в Восточной Европе выигрывает от членства ЕС потому, что субсидии и гранты на городское благоустройство идут стабильно и весьма щедро. Во всяком случае, государственная статистическая информация говорит о том, что Констанца входит в тройку самых быстрорастущих городов страны.

Уже многие годы городская власть в Констанце находится под контролем социал-демократов. После муниципальных выборов 2016 года СДП сохранила статус ведущей политической силы в городе, получив в городском муниципальном совете 13 мандатов из общего количества 27 мест. Мэром города с 2016 года является представитель СДП Десебар Фэгэдэу, достаточно опытный управленец, экономист по образованию, много лет до этого проработавший на высоких должностях в городской администрации, шесть лет являвшийся первым вице-мэром.

кафедральный собор Петра и Павла с румынской мозаикой

На последних муниципальных выборов СДП одержала победу, пообещав избирателям добиться рывка в привлечении иностранных инвестиций в Констанцу и развития городской инфраструктуры. Выступая вскоре после вступления в должность градоначальника, Фэгэдэу так определил главные приоритеты муниципальной власти: «Обеспечение безопасности граждан, туристов и инвесторов; городская мобильность; укрепление благосостояния; эффективное разрешение энергетических проблем в соответствие с уважением окружающей среды; быстрый и квалифицированный доступ жителей, туристов и инвесторов к необходимой информации». Конечно, в муниципальном совете у администрации СДП имеется сильная национал-либеральная оппозиция, однако в целом можно сказать, что вот уже более двух лет команда мэра Фэгэдэу двигается по избранному пути.

Поскольку Констанца настроена на привлечение туристов, включая иностранных, городская администрация уделяет большое внимание культуре. В своё время Фэгэдэу руководил деятельностью музейного комплекса природных наук, и нужды науки и культуры в Констанце ему хорошо известны. Город может предложить туристам из других частей Румынии и из-за рубежа места археологических раскопок, старинный исторический центр (в действительности, «исторический туризм» в Констанце всегда был весьма популярен), Большое казино, в старом здании мэрии расположен Национальный исторический и филологический музей, красивый сквер Овидия, кафедральный собор Петра и Павла с румынской мозаикой, Парк археологии, Театр национальной оперы и балета имени Олега Дановского.

Морская гавань Констанцы, разделённая на два автономных (северный и южный) порта, по румынским официальным данным, является крупнейшим портом на всём Черном море

В Констанце расположены также несколько интересных в архитектурном плане мечетей, имеется в этом черноморском городе и Румынский морской музей. Но далеко не все эти сооружения пребывают в идеальном состоянии. Городская администрация разработала поэтапный план по реконструкции значительной части этих объектов. Морской отдых в самой Констанце не слишком популярен: всё-таки в этом промышленном городе черноморская вода далеко не самая чистая. Вместе с тем, именно из Констанцы начинаются многочисленные маршруты в дельту реки Дуная.

Ещё одним немаловажным направлением городской политики является транспортная инфраструктура. Извне в Констанцу можно прибыть морем, на поезде или прилететь в местный международный аэропорт. Но за посткоммунистические годы заметно ухудшилась транспортная инфраструктура в самой Констанце. Пришлось отказаться, например, от трамвайного и троллейбусного сообщения. Зато регулярно обновляется автобусный парк. Так, уже при нынешней администрации Фэгэдэу, в 2018 году, муниципалитет подписал контракт о поставке новых автобусов турецкой фирмы «Андалу Изуру». Также обновляется парк городских минибусов, служащих своеобразным вариантом маршрутного такси. Всё это говорит за то, что один из основных городов Румынии продолжает активно развиваться.