Михаэль ДОРФМАН
Русскоязычный 9-й Канал в Израиле, очевидно, раскручивает стартап #ярусский. Страсти вокруг разгорелись нешуточные — одни «за», другие — «против», третьи «и за, и против», четвертые — «против и за», а пятые восклицают, «а я один такой, который ничего не слышал». Может, стоит сказать русскоязычным иммигрантам, что они — русская раса. А ещё добавить туда всех со «славянскими» фамилиями. Из испаноязычных и испанофамильных ведь получилось создать испанскую расу.
В 1970 году никакой испанской расы в США ещё не существовало. Зато существовали испаноязычные СМИ, которым надо было убедить рекламодателей покупать у них рекламу. Были активисты, заботившиеся о благосостоянии своих земляков и государственные бюрократы, которым надо было оправдать своё существование. Совместными усилиями они заставили Америку поверить, что здесь живёт особая испанская раса. Их опыт интересен всем, кто строит свои общины в новой стране.
Перепись США в 1970 году закончилась скандалом. Там недосчитались 5,3 миллиона человек. Чиновники правительственной Комиссии по гражданским правам заявили, что процесс подсчёта испаноязычного населения был «беспорядочным и катастрофическим». Чиновники от гражданских прав нашли причину: перепись предлагала на выбор только белую, чёрную, американо-индийскую расы и несколько азиатских расовых категорий.
Идеология Ла Раса обусловила необычный для средневековья расовый характер христианства на просторах Испанской империи от Сицилии до Патагонии.
Профессор социологии университета Беркли Кристина Мора, автор книги «Создание Хиспаникс: Как активисты, бюрократы и СМИ сконструировали новых американцев», пишет: «Родившемуся в Сан-Антонио мексикано-американцу, чьи родители эмигрировали из Мексики или родились в Сан-Антонио или Лос-Анджелесе, рекомендовалось записаться “белым”».
«Это всё равно, если украинца записать русским», — прокомментировал Алексей Руденко-Десняк из Сантьяго, Чили. Естественно, это не понравилось активистам Национального конгресса Ла Раса — организации мексиканских иммигрантов, действовавшей на юго-западе США. Их земляки жили в бедности, школы не получали достаточного финансирования. Не было программ для профессиональной подготовки и переподготовки. Местные политики не желали замечать особые нужды иммигрантов, а федеральное правительство считало это местным делом. Ни местные власти, ни свободный рынок не способны справляться с решением национальных задач. Активистам было ясно, что для любой успешной интеграции больших иммигрантских групп не обойтись без национальных программ. На северо-востоке США, в Нью-Йорке и Филадельфии, с похожими проблемами столкнулись выходцы из Пуэрто-Рико. Понадобилось время и усилия, чтобы мексикано-американцы и пуэрториканцы согласились, что у них те же самые проблемы.
Хотя латиноамериканцы говорят по-испански, это, подобно русскоязычной эмиграции, — очень разные диаспоры. По многим социально-экономическим показателям выходцы из Латинской Америки тоже похожи на выходцев из бывшего СССР в Израиле и в Америке. Пуэрториканцы — американские граждане, законно мигрировавшие со своего острова, бывшего когда-то витриной латиноамериканского капитализма. Мексиканцы составляют большинство хиспаникс в Америке, а потому смотрят на остальных свысока. Выходцы из Сальвадора, Никарагуа и других центральноамериканских стран — это в основном беженцы от гражданской войны, нищеты и насилия. Особняком стоят кубинцы, приехавшие в Америку по особому статусу и получавшие помощь и поддержку, похожую на ту, что получали советские евреи в 1970-х — 1980-х годах. Колумбийцы и перуанцы держатся особняком, а ещё есть чилийцы и аргентинцы, считающие себя европейцами. Есть группы чёрных испаноязычных доминиканцев. Есть чернокожие и во всех других группах хиспаникс.
Испанская раса
Если сказать русскоязычным иммигрантам, что они — раса, то они сильно удивятся и не поверят. В 1998-м я помогал группе русскоязычных школьников из кружков взаимопомощи, в которые объединились те, кто пострадал от этнически мотивированного насилия. Ребята развернули кампанию «Русские пантеры» против расизма в школьной системе. Мы тогда впервые ввели «расизм» в русско-израильский дискурс. Тяжело приходилось убеждать русскоязычную общественность, что поддержанная властями политика дискриминации и игнорирования проблем этих подростков и есть институциализированный расизм. За нами о расизме по отношению к русскоязычным уже заговорили политики: сначала депутат кнессета Марина Солодкина, поддержавшая протест подростков, затем Юрий Штерн и Авигдор Либерман, министр абсорбции Юли Тамир и министр внутренних дел Хаим Рамон. Хотя никто серьёзно не будет спорить, что не раса навлекает на себя расизм, а расизм порождает расу, но русскоязычных было бы трудно убедить сделать следующий шаг и объявить себя расой.
С выходцами из Латинской Америки было проще. Среди них крепко укоренена идеология Ла Раса (“La Raza” — по-испански «раса», “La Raza hispánica” — «испанская раса»). Концепция эта сформулирована мексиканским писателем и политиком Хосе Васконселосом в его необыкновенно популярной книге «Космическая раса». Ла Раса — это версия испаноязычного имперства, глобального испанского мира, сложившегося в результате метисизации — синтеза разных народов бывшей Испанской империи.
Ненависть к расово нечистым крещёным маврам и иудеям во многом определяла и характер испанской инквизиции. Многие исследователи считают идеологию Ла Раса одним из идейных источников современного расизма, наряду с лженаучными теориями эпохи англосаксонского позитивизма.
В самой Испании Ла Раса обозначает «традиционные испанские ценности», что-то-вроде современных российских «скреп». Она связана с франкизмом, имеющим до сих пор много последователей. Здесь корни Ла Раса куда глубже, уходят в идеологию Реконкисты: «наша» испанская «раса» против «них» — чёрных, мавров и евреев.
В этой мифологии мирный и склонный к компромиссам лидер иерусалимских иудеохристиан Иаков Праведный превратился в яростного расового воина Сантьяго (Святого Яго) Мавроборца. Как гласит легенда, 23 мая 844 года в решающий момент битвы при Клавихо, в котором христианские войска астурийского короля Рамиро I сражались с сарацинами Абд ар-Рахмана II, крестивший Испанию Святой Иаков явился белом коне во главе небесного воинства. Это явление святого так воодушевило христиан, что они выиграли битву, несмотря на превосходящие силы мусульман. Хроники рассказывают, что накануне сражения апостол приснился королю, обещая свою помощь. Разве ты не знал, что Господь мой Иисус Христос, распределяя другие области земные между моими братьями, другими апостолами, к счастью, отдал мне опеку надо всей Испанией и поручил её моей защите? Ободрись и будь храбрым, ибо я приду, чтобы помочь вам завтра, с Божьей помощью, победить все толпы врагов, окружающих вас. Однако многим из твоих солдат суждено обрести вечный покой, и они обретут мученический венец во время вашей борьбы за имя Христово», — якобы сказал Мавроборец королю Рамиро I в ночь перед битвой. Битва при Клавихо стала одним из крупных сражений Реконкисты — христианской версии джихада.
Идеология Ла Раса обусловила необычный для средневековья расовый характер христианства на просторах Испанской империи от Сицилии до Патагонии. Ненависть к расово нечистым крещёным маврам и иудеям во многом определяла и характер испанской инквизиции. Многие исследователи считают идеологию Ла Раса одним из идейных источников современного расизма, наряду с лженаучными теориями эпохи англосаксонского позитивизма.
Парадоксальным образом, бежавшие от преследований инквизиции арабы тоже усвоили идеи Ла Раса. Эти идеи до сих пор живут в Северной Африке, в арабском шовинизме по отношению к берберам в Алжире и Марокко. Живут в режиме настоящего апартеида в Мавритании, где меньшинство «белых арабов» угнетает большинство «чёрных арабов». На своих башмаках эти идеи унесли и испанские евреи-сефарды. В многочисленных респонсах (ответах; один из жанров галахической литературы, состоящий из бытовых или законодательных вопросов и ответных рекомендаций тех или иных галахических авторитетов — прим. ред.) их раввины запрещали браки с нечистыми ашкеназами. Да и теперь в брачном договоре-ктубе сефарды с гордостью ставят после своего имени аббревиатуру С»Ф — сфаради тахор, означающую «чистый сефард», а в сленге выходцев из исламских стран в Израиле мизрахим гиз’и (от гез’а — «раса», «порода») означает своего члена группы.
В Латинской Америке идея Ла Раса провозглашала расовую смесь, этнико-расовую гордость испаноязычных народов, и не была такой политически заряженой, как в Старом свете. Впрочем, ещё недавно, до начала конфликта в Украине, словосочетание «мы русские» тоже не было политизировано. Однако главным была не политика, а бизнес. И бизнес в союзе с бюрократами и политиками обеспечил создание новой расы. Ещё трудней было, когда казалось, что победа достигнута.
Огромная благодарность Алексею Руденко-Десняку (Сантьяго де Чили) и Василисе Виник (Москва) за помощь и советы
Читайте также:
1 комментарий