Суд по «второму делу» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева подходит к концу. Прокуратура потребовала приговорить их к 14 годам заключения. Слово — за судьей.
Ходорковский и Лебедев находятся в заключении с 2003 года. Срок по первому вынесенному им приговору заканчивается в 2011 году. На прошлой неделе в своей статье в газете The Los Angeles Times Михаил Ходорковский выразил уверенность, что его осудят и по второму делу, поскольку в нынешних условиях «в деле «ЮКОСа» не может быть оправдательного приговора».
Эксперты, которых «Новый смысл» попросил прокомментировать ситуацию, также настроены в целом пессимистически.
Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского: «Текущий процесс носит явно заказной характер»
— Когда-то, на ранней стадии процесса, еще до первого суда, Ходорковский сказал: «Дело ЮКОСа это территория, свободная от действия законов России». И это оказалось девизом, под которым прошло все дело, — сообщил Артели аналитиков адвокат Шмидт. — Наше убеждение в том, что он абсолютно невиновен. У нас нет сомнения в том, что и текущий процесс носит явно заказной характер. Суд отказался исследовать важнейшие доказательства, которые пыталась представить защита. То есть внешняя либерализация — только ширма. Внешне — да, процесс проходил очень спокойно, в том плане, что судья не дергал и не нервировал его участников (как это была во время первого дела) и вел себя внешне вполне доброжелательно. Но, тем не менее, ради того, чтобы дважды продлить меру пресечения, он проигнорировал изменения в законе, внесенные еще в апреле и запрещающие заключать людей под стражу по этим статьям, если речь идет о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности. Так что суд, как говорится, стелет мягко, но спать от этого мягче не становится. И какие факторы в итоге повлияют на «мудрые указания» власти, и какими именно будут эти указания в отношении второго дела Михаила Ходорковского, я, как юрист, предсказать неспособен. Это вопрос не к правоведу, а к политологу, футурологу, может быть, гадалке…
Исходя из (условно) описательной и мотивировочной части выступления прокуроров, мы были морально готовы к тому, что обвинение потребует для Ходорковского и Лебедева 14 лет лишения свободы. К тому же мы предполагали, что оно не сможет попросить меньше, чем получили Малаховский и Переверзин. Хотя, конечно, всегда живешь с надеждой на лучшее…
Светлана Ганнушкина, член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ: «Сделать положительный прогноз по делу Ходорковского не могу…»
— К сожалению, пока смягчение политического режима в России похоже на имитацию. Реальных изменений не видно. Дело Ходорковского, особенно второе, вообще не выдерживает никакой критики! Это дело, которое показывает, насколько зависим суд, насколько не защищены сегодня люди в России, — сказала госпожа Ганнушкина Артели аналитиков. – И это ведь далеко не единственное дело, которое идет так. Уголовные дела просто инициируются властью и ведутся по одному и тому же сценарию с обвинительным финалом.
Я только что была в суде над двумя несчастными ребятами-узбеками, которых сначала националисты избивали, а потом в них стреляла милиция. А теперь в двух эпизодах разбойного нападения обвиняют… их! Следователь, молодая женщина, выступает на стороне стрелявших в узбеков милиционеров. Сами обвиняемые подписывают совершенно бредовые «показания», которые им никто даже не перевел — они оба утверждают, что не знают, что подписывали. При этом в деле фигурируют «левые» неквалифицированные необразованные переводчики, один из которых вообще таджик, а не узбек. И совершенно «на голубом глазу» прокурор, которой эти ребята годятся в сыновья, просит шесть с половиной лет заключения для каждого. А о том, что в них стреляли и что их избивали, сломали челюсть и разбили голову, судья в ходе процесса не разрешает нам даже говорить! Понимаете, какая чудовищная правовая обстановка сейчас в стране!
И поэтому мне очень не хочется делать прогнозы, чем завершится второе дело Ходорковского — очень не хочется делать отрицательный прогноз, но и сделать положительный я сегодня не могу…
Лев Пономарев, глава общественного движения «За права человека»: «До президентских выборов Ходорковского и Лебедева не освободят».
— Я думаю, что Ходорковскому и Лебедеву дадут еще несколько лет — так, чтобы они гарантированно вышли уже после президентских выборов, – заявил в интервью Артели аналитиков правозащитник. – А что касается общей обстановки в стране, то несмотря на некоторые совсем небольшие признаки либерализации, в целом силовики продолжают наступать на общество. Причем заморозки и потепления, странно чередуя друг друга, могут происходить в России из одного источника: Медведев сначала подписывает поправки к закону о ФСБ, а потом выступает за гуманизацию системы показаний. Так что движение разнонаправленное, что, в общем, для России с ее государственным двуглавым монстром-символом, наверное, и неудивительно. Если же говорить о том, какая из голов этого монстра несет больше силового зла, а какая – все же стремления к смягчению, либерализации, то, мне кажется, что молодая «голова» – добрее. Хоть и стремится она к этому пока неэффективно, но стремится.
Екатерина СЕМЫКИНА