Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Недавно в соседней Финляндии прошли двухтуровые президентские выборы. Как это бывает и в других парламентско-президентских странах Европы (Австрии, Ирландии, Португалии), где главу государства выбирают всеобщим голосованием, но ведущую роль в жизни страны играет всё-таки правительство, формируемое после парламентских выборов, голосование за президента в Финляндии вовсе не является калькой реального соотношения политических сил. На президентских выборах в таких странах всё-таки большее значение имеет не партийная принадлежность кандидата и даже не его предвыборная платформа, а личностные, профессиональные качества претендента.
Скажем, на апрельских парламентских выборах в стране Суоми фурор произвела правопопулистская партия «Истинные финны», заполучившая третье место и 19% голосов. А на только что состоявшихся президентских выборах лидер «Истинных финнов» Тимо Соини получил всего лишь 9,4% голосов. Или другой пример. Парламентские выборы выиграла консервативная Национально-коалиционная партия (НКП), заручившись, правда, поддержкой лишь 20,4% избирателей. А вот в первом туре президентских выборов за кандидата НКП Саули Ниинистё отдали свои голоса аж 37% избирателей!
Собственно, С. Ниинистё и одержал уверенную победу во втором туре 5 февраля; за него отдали голоса 62,6% электората – избиратели правых и центристских партий. Именно этого политика избиратели посчитали наиболее компетентным для президентского поста. И есть от чего. Ведь С. Ниинистё долгое время работал в качестве министров финансов, именно при нём произошёл переход страны от национальной марки к евро. Новоизбранный Президент считается сторонником углубления евроинтеграции и прагматичных отношений с Россией. Естественно, его взгляды на будущее Европы и выход из кризиса очень близки тем, кто сегодня играет решающую роль в ЕС и в Еврокомиссии.
А вот финские левые, после неудачи на апрельских выборах, вновь показали весьма неубедительные результаты. Если в апреле левые и левоцентристские силы на выборах в парламент получили 34,5% голосов, на сей раз за трёх кандидатов от левых сил отдали голоса всего лишь 31% избирателей. Правда, произошло ряд сенсаций. Во-первых, во второй тур вышел парламентарий от Зелёной лиги Пека Хаависто, заслуживший известность в обществе своей самоотверженной работой в рамках природоохранительных миссий ООН в горячих точках Балкан и Ближнего Востока. Да, во втором туре этот политик (к слову, открытый гей) по всем статьям проиграл победителю (за Хаависто отдали голоса во втором туре 37,4% избирателей), но он впервые обошёл кандидата от Социал-демократической партии (СДПФ). Это – во-вторых. Никогда ещё на президентских выборах в Финляндии представитель СДПФ не показывал столь безобразного результата – 6,7% голосов. Причём речь идёт о весьма маститом политике – Пааво Липпонене, который восемь лет (1995-2003 гг.) возглавлял финское правительство, а затем ещё 4 года – национальный парламент. Ещё более скромный результат в первом туре – у лидера Левого союза, министра культуры и спорта Финляндии Пааво Архинмяки. Его поддержали в январе 5,5% избирателей.
Так или иначе, но слабые результаты кандидатов СДПФ и ЛС стоит связывать и с участием их партий в коалиционном правительстве, в котором ведущее место принадлежит представителям буржуазных партий. Не первый раз, когда подобное происходит с левыми и левоцентристами; и не последний, надо полагать. Напомню, что с 1982 года всякий раз главой Финляндии на 6-летний срок избирался именно представитель социал-демократии. Теперь вот 30-летняя традиция канула в небытие. И финским левым предстоит, безусловно, критически переосмыслить свою политику.