Екатерина СЕМЫКИНА
«Убежден, что нельзя строить «Охта-центр» там, где планируется! – заявил спикер Совета Федерации Сергей Миронов на совещании, организованном петербургским отделением партии «Справедливая Россия» по вопросам градостроительной политики в Северной столице. — Это строительство недопустимо. Боролся, борюсь и буду бороться, чтобы этот план не был осуществлен!»
В совещании помимо «справедливороссов» участвовали член бюро РДП «Яблоко» Михаил Амосов, главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев и председатель КГИОП Вера Дементьева, а также эксперты по вопросам архитектуры и активисты градозащитной группы «Живой город».
Тема градостроительных ошибок и ошибочных градостроительных планов в Санкт-Петербурге окончательно стала федеральной после того, как президент РФ Дмитрий Медведев недавно в беседе с журналистами усомнился в правильности выбранного места для строительства 400-метровой башни для Газпрома, а именно – в устье Охты, на месте, где стояла шведская крепость Ниеншанц, напротив Смольного собора.
Сегодня градозащитники борются не только против строительства высотки в устье Охты, но и добиваются включения всего исторического центра Петербурга и пригородных территорий (в пределах границ объекта всемирного наследия) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места, дабы таким образом защитить его от дальнейших строительных посягательств. Этим займется специально организованная рабочая группа под руководством депутата Законодательного собрания Петербурга Алексея Ковалева.
Однако, если новое строительство в архитектурном сердце Северной столицы и удастся запретить, многие культурные потери, которые уже понес город, невосполнимы – считают эксперты, к которым Артель аналитиков «Новый смысл» обратилась за комментариями.
Алексей Ковалев, депутат Законодательного Собрания Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Петербургу необходимо придать статус объекта культурного наследия на федеральном уровне».
— Градостроительное заседание совета «Справедливой России» порадовало лично меня тем, что приглашенные представители общественных организаций и специалисты были максимально конкретны, конструктивны и предлагали реальные пути выхода из создавшегося положения, а не просто жаловались на беды, которые постигли наш город последнее время. Очень важно, что не только политики, но и специалисты в области градостроительства, и простые горожане понимают, что без изменений в правовом поле невозможно добиться решения глобальных проблем сохранения исторической среды. Именно это заседание показало, что совершенно реально объединить усилия представителей общественности, специалистов в области охраны памятников и архитектуры, а также политиков, законотворцев для того чтобы, наконец «продавить» (не просто подготовить, почти все подготовлено, а именно «продавить»), необходимые изменения в законодательстве, которые будут гарантировать сохранение Петербурга.
Что касается сроков реализации, совершенно понятно, что сегодня, когда «Справедливая Россия» не имеет большинства, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга и в Федеральном собрании, наши инициативы часто просто наталкиваются на стену неприятия. Только наша партия (из партийных организаций) ставила вопросы, которые сейчас начали решаться: в частности, это вопрос о придании Санкт-Петербургу статуса достопримечательного места федерального значения. Дело в том, что сегодня это уже стоит в повестке дня (есть поручение президента) об уточнении границ объектов Всемирного наследия, есть требование Комитета Всемирного наследия о легализации, конституировании Санкт-Петербурга как объекта наследия на российском уровне.
А проект «Охта-центр», я считаю, придуман для того (может быть, главные инициаторы проекта этого не понимают, но прекрасно понимают те, кто сегодня этим занимается), чтобы отмыть гигантские деньги, которые должны идти из активов Газпрома на строительство – около миллиарда долларов. Значит, этот миллиард долларов поступит в карманы тех, кто этим сейчас занимается. В этом смысле само строительство им нужно, но построить «Охта-центр» им не нужно, чем дольше будет идти процесс строительства, тем лучше для них. Я уже видел таких проектов до черта. Но тут есть одна проблема – если бы это было пустое место, то проект бы, вероятно, реализовался. Но на Охте находятся археологические памятники, поэтому я считаю, что можно сохранить фортификации Ланскроны, Ниеншанца, можно сохранить участки культурного слоя неолитического времени, не надо их срывать ни в коем случае!
Мне все равно, кто остановит работу на «Охта-центре», будь это президент России, Эдуард Лимонов или Геннадий Зюганов. Или наша партия – это неважно, мне важно, чтобы оно остановилось. Нужно быть солидарным с утверждением президента России, что работы могут начаться только тогда, когда закончатся все судебные разбирательства и когда будет достигнут хоть какой-то прогресс в консультациях с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нужно поддержать позицию президента и спрашивать на всех уровнях нашей власти, почему они этой позиции не следуют.
Юлия Минутина, координатор Общественного движения «Живой город»: «За последние 15 лет градостроительных ошибок совершено очень много».
— Мне кажется, что вряд ли проект «Охта-центр» будет реализован в полном объеме: слишком он нелепый, неказистый и никому не нужный. Но сейчас основная пакость, которая может грозить нам от этого проекта — уничтожение археологического памятника в устье Охты. Причем все больше вероятность того, что уникальный археологический объект будет уничтожен. Власти начнут рыть котлован, а построить все равно не смогут, потому что суды, которых сейчас все больше, дадут свои плоды. Сегодня самое важное — добиться запрета на уничтожение археологического памятника, на рытье котлована и т. д.
Увы, за последние 15 лет градостроительных ошибок и без «Охта-центра» было совершено очень много. Биржа, которой, конечно, снизили высоту, но она все равно осталась, и она все равно портит архитектурный облик города. Здание Стокманна на углу Невского и Восстания — особенно стеклянные «скворечники», которые там возведены, они убийственным образом влияют на восприятие площади и улицы, и они видны с Невского проспекта. Регент-холл, наверное, тоже можно назвать одной из роковых ошибок, потому что он подавляет Владимирскую площадь, особенно этот экран, на котором постоянно транслируется реклама и что-то еще. Отблески рекламы падают на собор — получается удручающая картина… Гостиница на Почтамтской улице, над которой был надстроен стеклянный купол, тоже незаконно, его не было в проекте, это портит вид и на Исаакиевскую площадь и на памятник Николаю I.
К сожалению, опасностей нового строительства сегодня все еще много. Хоть у нас и приняты очень неплохие законы по охране наследия, но они совершенно не работают. Власти попустительствуют инвесторам, которые могут вложить много денег, они разрешают такие вещи, которые, с точки зрения закона, совершенно немыслимы. В частности, строительство могут назвать «воссозданием утраченных элементов городской среды» или «реконструкцией», хотя оно не будет иметь ничего общего с тем, что там стояло до сих пор…
Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры, председатель совета научно-информационного центра «Мемориал»: «Уверен, что ЮНЕСКО выскажется против «Охта-центра».
— Надеюсь, не будет построен «Охта-центр». И я уверен в том, что, приехав сюда, члены комиссии ЮНЕСКО внятно выскажутся, что строительство этой башни совершенно недопустимо в избранном месте. И ЮНЕСКО, и президент России против строительства этой башни в этом месте. И мне кажется, что президент страны — это же не просто «чиновник», это глава государства, и если он свою точку зрения будет последовательно отстаивать, вряд ли найдутся чиновники, которые будут ему перечить.
К сожалению, утраченных объектов гораздо больше, чем строящихся или уже возведенных. Прежде всего, это, конечно, так называемый «Монблан» на стрелке Выборгской стороны, рядом с гостиницей Санкт-Петербург. Затем это, безусловно, Регент-холл на Владимирской площади. Добавлю чудовищную надстройку над гостиницей «Ренессанс» на Почтамтской улице, д. 4, которая просто изуродовала ансамбль Исаакиевской площади. И, конечно, в этот список попадают два здания на Васильевском острове — Биржа и жилой дом «Финансист», который стоит рядом. Ну и, конечно же, «Стокманн» – последний подарок варваров нашему городу.