Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
На фоне углубляющейся гражданской войны в Сирии, волнений в Тунисе и Ливане, Большой Ближний Восток обретает, похоже, ещё одну «горячую точку» — Египет. Впрочем, с начала 2011 года, когда в Арабской Республике Египет начались волнения против тогдашнего главы государства Хосни Мубарака, по правде сказать, напряжённость в самой многолюдной арабской стране так всерьёз и не угасала.
Новый рост напряжённости в АРЕ связан сразу с несколькими событиями, случившимися в Египте на неделе. Сначала Высший суд республики принял решение о том, что требования исламистских кругов снять со второго тура президентских выборов занявшего в ходе первого тура в мае второе место Ахмеда Шафика, последнего гражданского премьер-министра при Мубараке и кандидата «бюрократических» сил, лояльного при том нынешнему военному руководству Республики, не соответствуют закону. Это вызвало дополнительные шествия и манифестации «революционной» молодёжи и примкнувших к ней исламистов, закончившиеся, естественно, массовыми столкновениями с силами правопорядка.
А в середине недели, как гром среди ясного неба, прозвучал вердикт Конституционного суда (структуры, в общем-то, находящейся под контролем генералитета) о том, что избранный в конце 2011 года состав нижней палаты парламента Египта нелегитимен в силу имевшихся многочисленных фактов подтасовок результатов тех выборов. Напомним, что согласно официальным данным, на первых в истории АРЕ подлинно многопартийных парламентских выборах победу одержали исламисты, прежде всего – кандидаты от созданной на базе «Братьев-мусульман» Партии свободы и справедливости.
По логике предполагалось, что после второго тура президентских выборов, проходящих в этот уик-энд, Высший совет вооружённых сил АРЕ должен был сложить властные полномочия в пользу избранных президента и парламента. Теперь же выходит сущая ерунда. Президентские выборы идут, маршал Хусейн Тантауи, глава Высшего совета вооружённых сил, издал указ о роспуске нижней палаты парламента, а разноликая оппозиция (от левых до исламистов) на улицах пытается оспорить «узурпацию власти» приспешниками свергнутого режима. Ситуация на деле фантасмагорическая. Она показательна ещё и в том смысле, куда могут реально завести «арабские революции».
Если говорить серьёзно, то для левых сил АРЕ выбор – куда ни кинь – неприятнейший. Возобладает генералитет – вновь нужно бороться за парламентаризм и представительную демократию. Победит на президентских выборах А. Шафик – поднимайся на борьбу с коррупцией и бюрократией с новой силой. Ну, а победа исламиста и кандидата Партии свободы и справедливости Мохаммеда Морси, приход к рычагам власти «Братьев-мусульман» — могут обозначить откат АРЕ от светского пути развития, установление консервативной гегемонии в обществе. В общем — всюду клин….