«Школа задумана как репрессивное учреждение. Она должна быть поставлена в один ряд, через запятую, перед тюрьмой. Это недоразумение, что школу помещают в один ряд с библиотеками и музеями, а учителей пишут через запятую после врачей, их надо ставить до надзирателей и вертухаев. То, что школа, как и многие институции государства, одряхлела, изменилась, покрылась скучной пылью, не должно скрывать её репрессивного характера. Даже сегодняшняя, расхлябанная, она свою работу делает… Так что, когда видишь пикет или митинг учителей, всех этих гиппопотамовских размеров тёток в драных шубах, то не жалей их, бюджетников, не получающих зарплату. Такие же служащие государства, как тюремные надзиратели или менты в серых армяках — они работники репрессивного аппарата», — пишет Эдуард Лимонов в книге «Другая Россия». Жёстко. Грубо. Но это – правда. Мне, как учителю по образованию, это горько осознавать. Левые, ставя учителей в один ряд с врачами и работниками науки, серьёзно ошибаются. Учителя в массе своей всегда были слугами режима. Во всяком случае, в России.
Помню, когда я поступил на факультет истории и обществоведения педагогического университета – а было это на рассвете Перестройки – одна знакомая дама, сотрудница вуза, напутствовала меня: «Дмитрий, вы поступили не на какой-нибудь факультет, а на идеологический. Так что постарайтесь избежать модных молодёжных увлечений». Дама намекала на то, чтобы я не стал хиппи или не подался в какое-нибудь другое неформальное объединение молодёжи. А я стал анархистом! Да, а факультет действительно был идеологическим. В мореходном училище, где я учился до службы в армии, парторгом была именно учительница истории – сексапильная крутобёдрая дама лет 35-ти, немного похожая на Софи Лорен. Она провоцировала нас, курсантов, на грешные мысли, надевая узкие юбки чуть выше колена и кофты с декольте. Словом, наша историчка была не самым плохим экземпляром советского учительства. Не то, что те жуткие мегеры, которые гнобили меня в школе.
Я вспомнил о мнении Лимонова об учителях не просто так, а в связи с новостями, которые приносит предвыборная кампания. Утром коллега скинул мне ссылку на ролик с записью, как в какой-то провинциальной школе первоклашек, с полного согласия учителей, бесформенные тётки около 50-ти лет агитируют за партию «Единая Россия».
— Ребята, а вы знаете, что такое «Единая Россия»? Не знаете… Так вот: «Единая Россия» — это есть такая партия, — елейно вещает одна тётка со страшным выговором, пока другая раздаёт детям подарки. – Когда вы подрастёте – вы тоже, я думаю, станете членами этой партии». Под роликом эмоциональные посты типа: «Ой, позорище-то какое… :( Учителя, да что же с вами??? Родители, как же вы спокойно смотрите на это и снимаете??? Боже, как же стыдно за вас, люди!»; «Учителя – быдло, бедные дети»… И на эти посты нечем возразить. Я не знаю, что это были за тётки из «Единой России», завучи или кто-то ещё. Но даже, если это пришли «поздравлять» детей местные активистки, почему их учителя не погнали взашей?
Затем я прочёл статью о конфликте в гимназии № 3 Красноярска между 15-летним девятиклассником Матвеем Цивинюком и директором учебного заведения Александрой Прониной. «Всё началось с того, что в гимназии № 3 администрация развесила плакаты «Единой России», в которых, по уверению директора учебного заведения, содержалась «полезная информация, биографии политиков, которые работают в крае», а не агитация, как мог подумать неискушенный гражданин, — сообщает Newsru.сom. — Матвею Цивинюку такой подход категорически не понравился, он взял маркер и написал на плакатах, по его словам, «банальные антиедроссовские лозунги типа «Единая Россия» — партия жуликов и воров». Как позже пояснил мальчик, он сделал это «из-за личной неприязни к «Единой России» и неприятия её агитации» в школе. Директор, выяснив, что плакаты испортил Матвей, вызвала его к себе в кабинет на беседу. Там она, несколько раз срываясь на крик, провела воспитательную беседу, напомнив, в частности, ученику о том, как Ленина за политическую деятельность в своё время «отчислили на год из гимназии», а потом из Казанского университета вообще отправили в ссылку.
«В моей компетенции, как педагога, предупредить тебя от поступков, которые могут для тебя плачевно закончиться. Я тебя предупредила. Но если я ещё раз увижу, что ты мне портишь хоть какой-то клочок бумаги, гадости пишешь, я уже заниматься этим не буду», — пообещала школьнику директор. Беседу с ней Матвей Цивинюк тайно записал на мобильный телефон и выложил в Сеть. Запись получила широкий общественный резонанс». В итоге мальчик проявил упорство и победил: в школе появились агитационные плакаты других партий. А если бы не нашлось 15-летнего Кибальчиша? Так бы и висели плакаты «ЕдРа» в школе, ведь ни один учитель не возмутился этим фактом.
И, наконец, третье, что я узнал за один и тот же день – это информация о совещании главы Центрального района Санкт-Петербурга Марии Щербаковой с директорами школ района, которое прошло в «Петершуле» 15 ноября. Чиновница дала понять школьным директорам, что ждёт от них правильной организации выборов. Главное, заявила Щербакова, чтобы в день выборов был праздник, и чтобы волеизъявление граждан прошло спокойно: «в каждом учреждении уже разработан план». «И конечно, это от нас зависит настроение у людей, — заявила она. — Трудное, непростое время сейчас». И поэтому именно сегодня в Заксобрании нужны свежие силы — «в помощь городу и «Единой России». Чиновница, по её собственному признанию, внимательно изучила списки и не нашла там более достойных кандидатур, чем единороссы. «Это люди (конкуренты ЕР — Д.Ж.), которые пока, мягко говоря, не пользуются достойным авторитетом среди жителей района, — добавила она. — Важно, чтобы в Заксобрании было большинство понимающих людей». В день выборов, напомнила глава района «учительской элите», на избирательных участках, то есть в помещениях школ, должны работать «буфеты с ассортиментом, которые любят наши пожилые», а школьников надо бросить на развлечение электората. «Вас за всё благодарю, вы у меня молодцы», — резюмировала Щербакова под аплодисменты присутствующих, сообщает корреспондент портала ЗАКС. ру. И ведь не один директор не возмутился.
И после всего этого кто скажет, что Лимонов не прав? Или ещё есть те, кто ждёт, что учителя присоединятся к кампании против ФЗ-83?