Борис СИБИРОВ, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
В Петербурге состоялась очередная премьера изрядно подзабытого уже Марша несогласных. Для участия в нём на берега Невы специально прибыли из Москвы известные либеральные хэдлайнеры, лидеры создаваемой Партии народной свободы (ПарНаС) Борис Немцов и Илья Яшин, добавившие в питерскую акцию немного столичного драйва.
Немцов шагает впереди
Задолго до начала действия на площадке у Гостиного двора, которую организаторы «Стратегии-31» упорно называют площадью Свободы, уже дежурили обычные полицейские и омоновцы. Повсюду, насколько видел глаз, от Дворцовой до площади Островского, стояли десятки автомобилей полиции, автобусы, машины ОМОНа. Но к удивлению рядовых участников несанкционированной акции, им разрешили пойти на Смольный.
Колонна, возглавляемая вернувшимся из политического небытия экс-депутатом Сергеем Гуляевым («звездой» первого, самого яркого и многочисленного марша несогласных, проходившего четыре года назад), Борисом Немцовым («Солидарность», ПарНаС), Сергеем Чекуновым («Другая Россия»), Андреем Пивоваровым (Российский народно-демократический союз), а также Ольгой Курносовой (Объединённый гражданский фронт), двинулась по тротуару Невского проспекта, периодически выходя на проезжую часть.
Заметим, что питерским оппозиционерам, организовавшим в это же время альтернативную акцию на Дворцовой площади, роль, которая была отведена 31 марта федеральным лидерам (Яшину и Немцову), представляется «весьма сомнительной». «По сути их пытаются использовать как приманку, чтобы собрать людей, спровоцировать их на конфликт с правоохранительными органами и подставить под дубинки ОМОНа. Но, с нашей точки зрения, ответственность за такой исход дела ляжет не только на власти Петербурга, но и на устроителей этого мероприятия», — подчёркивали оппоненты «несогласных» в своём недавнем обращении. Заявку на Дворцовую площадь на 31 марта, по информации Артели аналитиков, подавали Николай Рыбаков (партия «Яблоко», правозащитный центр «Беллона»), Татьяна Дорутина (Лига избирательниц) и Иосиф Скаковский («Солидарность»).
Напомним, до этого и Курносова, и Немцов (будучи в Петербурге) выходили по 31-м числам только на Дворцовую площадь. «Мы с некоторым удивлением, начав проводить эти акции у Гостиного двора, узнали о желании либеральной оппозиции проводить свою отдельную акцию. И до сих пор не очень понимаем, чем это вызвано», — недоумевал лидер питерской «Другой России» Андрей Дмитриев.
«Вообще-то это наша акция, которую придумал Лимонов. В январе всё прошло нормально, но здесь почему-то ОГФ заявил, что будет устраивать свою акцию. Мы приходили на заседания Правозащитного совета Петербурга (устраивавшего первые «альтернативные» акции на Дворцовой. – S. N.), вели переговоры о том, чтобы они присоединялись к нам, но безуспешно. Правозащитный совет занялся политическим рейдерством, в Москве, скажем, таких проблем почему-то не возникает», — возмущался Дмитриев год назад.
«Важнее участие 5-10 тысяч человек, чем просто задержание милицией и отсутствие развития акции. Когда люди приходят и происходит одно и то же, это становится скучно…. Если говорить о заявках оппозиции, а не маргинальных кучек, то Дворцовая площадь — сама серьезная заявка, — парировала Ольга Курносова.
Напомним, что осенью 2009 года, по инициативе ОГФ и «Яблока», оргкомитет Марша за сохранение Петербурга не допустил к участию в этой общегородской акции сторонников Лимонова. Тогда разразился грандиозный скандал. Отметим, что пострадали не только лимоновцы, но и другие уважаемые активисты, в том числе, Михаил Дружининский, Елена Малышева, Тамара Ведерникова, — вся их «вина» заключалась в том, что они посмели выразить своё несогласие с этим решением оргкомитета. Более того, гнев либеральной верхушки обрушился и на третьих лиц — например, на известного жилищного активиста Михаила Беляева. Человеку, который инициировал и провёл — дважды дойдя до Верховного суда — самую первую (задолго до «яблочников») судебную тяжбу против «Охта-центра», на митинге, посвящённом борьбе с «Охта-центром», отказались дать слово. Очевидно, за «связь» с заступниками.
И вот теперь, простив всё «за себя и за того парня», другороссы под ручку с либералами выходят на марш. Как можно объединяться с теми, кто тебя поливал грязью, называя провокатором и маргиналом? Андрей Дмитриев на этот вопрос ответил уклончиво и лаконично: дескать, в политике нет друзей, а есть интересы.
А вот что думает по этому поводу член координационного совета петербургской «Солидарности» Максим Иванцов: «Помнится, был постер: «С шулером в карты не играю». В роли шулера выступал Путин. Однако, если заменить фотку Путина на фотку той же Курносовой — тоже будет правда».
«Ольге Владимировне стало выгодно, и она пошла в Марш с националистами. Ещё недавно Курносова утверждала: «Мы, представители петербургской демократической общественности, резко осуждаем эти попытки привлечь к участию в рамках акций «Стратегии – 31» националистов, и тем самым придать этим акциям националистический характер», – пишет Иванцов в своём блоге. — И публично, и лично Ольга Владимировна рассказывала, что участие в Маршах несогласных с националистами — это ошибки прошлого. Демократы должны сторониться националистов и не ходить с ними маршем… Прошлые союзники чувствуют себя обманутыми».
«Весь 2010 год Ольга Курносова призывала своих сторонников выходить на Дворцовую площадь с демократическими лозунгами в пику Гостинке, где собирались «националисты другороссы-нацболы». И даже в январе 2011 года Курносова написала обращение к сторонникам и призывала не ходить на Гостинку, а идти на Дворцовую, где собираются истинные демократы», — напоминает Политграмота.Ру.
Когда в соратниках согласья нет
Что ж, теперь роли чудесным образом поменялись, и сами истинные демократы записались в «маргиналы» и «провокаторы».
Нацболов было немного — часть из них находятся под уголовным делом и, наверное, они не решились на участие в несанкционированном марше. В колонне превалировали представители либерального крыла оппозиции. Шли члены «Яблока», выбравшие «шествие националистов» (именно так назвали в своём релизе Марш несогласных сами «яблочники») вместо собственной акции на Дворцовой площади, проходившей в это же время. «Некоторые из тех, кто сегодня митингует за свободу у Гостиного двора, они что, хотят портреты Путина на портреты Сталина заменить? Я с такой оппозицией не хочу иметь ничего общего», — предупреждал лидер питерского «Яблока» Максим Резник.
«Я не считаю Резника оппозиционером, — не остался в долгу Серей Гуляев. — Вы когда-нибудь слышали, чтобы на Дворцовой площади или на «Марше за сохранение Петербурга» было заявлены требования за отставку губернатора? Скоро «Яблоко» скатится до защиты прав животных. Настоящая оппозиция должна бороться за власть в городе. Либо ты оппозиция и борешься за власть, либо ты правозащитник и потихонечку отстаиваешь права животных и различных меньшинств. Сегодня «Яблоко», на мой взгляд, из политической партии превращается в правозащитную организацию. Назвать их оппозиционерами я не рискну».
Интересно, что оказавшиеся по разные стороны баррикад недавние соратники Ольга Курносова и Иосиф Скаковский (который, как уже было сказано, остался верен Дворцовой) на днях одновременно со скандалом пытались избраться в руководство питерского отделения ПарНаСа. И оба не прошли. Учредительное собрание закончилось безобразной дракой. Заметим также, что лидер ОГФ Гарри Каспаров относится к данному проекту весьма скептически и вступать в Партию народной свободы не собирается.
Тем временем вялотекущую, по некоторым оценкам, процессию на Невском разбавило несколько моментов. Девушки-активистки «Другой России» вышли на проспект, развернув транспарант «Матвиенко — в отставку». Две из них — Ксения Михеева и Евгения Касаурова были задержаны.
Первая попытка остановить колонну двумя цепями «космонавтов» была предпринята на Аничковом мосту. Группа молодых людей в чёрном, с транспарантом-растяжкой «аргумент власти», в свою очередь, перекрыла Невский и набережную Фонтанки. Активисты, по виду представители радикально левых сил, скорее всего, анархисты, зажгли дымовые шашки и остановили движение транспорта по главной магистрали города. Развить успех им помешали бойцы ОМОНа, оттеснившие их к тротуару и задержавшие нескольких человек. Кого-то схватили, кого-то поволокли, кого-то, окружив кольцом, били ногами прямо посреди проспекта.
Над колонной кружил вертолёт, снижаясь на минимальную высоту, чтобы заглушить скандирования «несогласных», и поднимая с Невского клубы пыли.
Довольно забавным моментом стало появление неких прокремлёвских провокаторов. Ещё до начала движения колонны по Невскому с крыши дома, стоящего напротив Гостиного двора, вывесили огромный баннер «Несогласные в России — троянский конь». Затем марширующих всю дорогу преследовала «Газель», накрытая самодельным оранжевым конём с аналогичным лозунгом на «борту». По словам очевидцев, «лошадь» доскакала аж до Смольного. В толпе был замечен малопонятный «голубь-пингвин», очевидно, тоже что-то символизирующий. Провокаторы своих глубоких философских аналогий не раскрывали.
Как выяснил корреспондент Артели аналитиков, на этот раз за провокациями стояла новая городская псевдооппозиция провластного толка «Группировка перемен». Любопытно, что в число задержанных на акции попал и «молодогвардеец» местного масштаба Артём Мурзаков, почему-то затесавшийся между Яшиным и Немцовым. При этом никаких провокаций он не совершал — просто стоял и внимательно слушал. В беседе с Артелью аналитиков он опроверг смену своих политических убеждений, пояснив лишь, что оказался на марше совершенно случайно.
Примечательно, что на одном из прошлых маршей были также «случайно» задержаны депутат городского Законодательного собрания от ЕР, правая рука Вадима Тюльпанова Виталий Милонов и его протеже из «Молодой Гвардии» Алексей Цивилёв. Тогда они в один голос твердили, что это совпадение. Цивилёв, например, клялся, что в этот день пошел покупать своей жене подарок и нарвался на митинг оппозиции.
Заблудившийся троллейбус свободы
Дойдя до площади Восстания, «несогласные» пересекли Невский и двинулись по Лиговке в сторону Греческой площади у БКЗ. Тут полиции удалось рассечь колонну вдоль надвое, и манифестанты оказались на противоположных сторонах проспекта. У Греческой путь им преградил ещё один кордон. И тогда участники марша, находившиеся на нечётной стороне Лиговки, ринулись через проезжую часть. Колонна вновь воссоединилась, и по команде одного из другороссов быстро свернула на 4-ю Советскую улицу.
Омоновцы были в растерянности: им приходилось постоянно маневрировать, перебрасывая свои подразделения то туда, то сюда. Они бросились вдогонку марширующим по 4-й Советской, но сделать ничего не смогли. Добравшись до Суворовского проспекта, омоновцы свернули налево, обогнав колонну, и образовали кордон теперь уже у 6-й Советской. Марш свернул по этой улице направо, затем налево, в Красноборский переулок, ещё раз направо, на 7-ю Советскую и снова налево, на Мытнинскую. Омоновцы опять обогнали «несогласных» и встали усиленным кордоном на 8-й Советской. Всё движение транспорта было блокировано.
Бойцы правопорядка обступили поредевшие ряды оппозиции плотным кольцом. Немцов с Яшиным попытались было переформатировать шествие в автопробег, прыгнув в застрявший у перекрёстка троллейбус 10-го маршрута, идущий в сторону Невского, — двери его были открыты. Часть активистов, оказавшихся рядом, видя безуспешность вырваться из оцепления, тоже заскочили в троллейбус. За ними влезли двое омоновцев, прошли через весь салон, но никого не хватали – видимо, побоялись спровоцировать драку в общественном транспорте.
Однако в итоге смелый ход московских оппозиционеров провалился. Вытеснив вожаков марша из салона, полицейские их задержали. Минут через пятнадцать переполненный троллейбус тронулся с места. Занявшие его манифестанты развлекались тем, что скандировали «Троллейбус без Путина!», «Троллейбус будет свободным!». Кондуктор был в шоке, но помалкивал.
Многие из пассажиров-активистов, проехав одну остановку, вышли и вернулись назад. Те, кто оставался в кольце, стояли ещё минут сорок, полицейские их никуда не выпускали, а затем начали выдёргивать по несколько человек и запихивать в свой автобус. Среди них была и Курносова.
Оставшиеся на свободе несколько десятков манифестантов (большинство из них — активисты «Другой России») во главе с Анастасией Курт-Аджиевой всё-таки дошли до площади Пролетарской Диктатуры. У Пропилей, в конечной точке Марша, они проскандировали «Это наш город!», «Матвиенко — в отставку!» и были задержаны ОМОНом.
А вот как описывает свой «поход на Смольный» блогер Dmitry Baranov: «Двумя троллейбусами и ногами добрался-таки до площади Пролетарской Диктатуры, по дороге наблюдая толпы полицейских на каждом углу и крутые полицейские джипы. У Смольного уже всё было готово. Автозаки, эвакуаторы, ОМОН в засадах, гаишники машут палочками. Подходил к Смольному я уже не один, хотя и держался от всех отдельно. Кучку молодёжи попытались остановить и направили к администрации Ленобласти. В итоге весь народ стал собираться напротив главного въезда. Там уже снимали репортаж телевизионщики».
«Когда собралось больше 50 человек, пришли омоновцы, и часть народу перебазировалась на остановку, последовав за грустным Михаилом Борзыкиным. Борзыкин (лидер рок-группы «Телевизор». – S. N.) сел в автобус и уехал, а народ остался, – продолжает автор онлайн-дневника. — Потом были дебаты, что делать дальше. Организаторы сказали что, мол, пора расходиться, всё что могли, уже сделали. Но молодёжь не унималась… Тем временем мимо проехал тот самый конь :)». Как рассказывает блогер, «тут же приехал микроавтобус и вывалил тонну «космонавтов». Среди моря блестящих касок «несогласные совсем потерялись, только слышны были иногда отчаянные крики тех, кого запихивали в ПАЗик».
Кроме уже перечисленных представителей оппозиции на марше были замечены коммунисты, в том числе РКРП — Рот Фронт; Комитет единых действий, Движение сопротивления имени Петра Алексеева. По официальным данным ГУВД, за весь вечер четверга было задержано более 100 человек. По данным организаторов — не менее 150. В ночь на пятницу, 1 апреля, была известна следующая информация по задержанным: 2 отдел — 10 человек; 5 отдел — 8 человек; 27 отдел — 8 человек; 28 отдел, — 14 человек; 43 отдел — 27 человек; 76 отдел — 25 человек; 78 отдел — 15 человек; 79 отдел — 16 человек. В 28 отделе, как сообщили руководители «Другой России», избивают Олега Воротникова, участника арт-группы «Война», который уже провёл три месяца в ИВС за акцию «Дворцовый переворот». Олегу угрожают лишением родительских прав на сына. Подавляющее большинство задержанных остались ночевать в камерах.
Однако около 15 человек всё же оказались на свободе, включая Бориса Немцова: московского оппозиционера повезли в суд сразу после задержания, и он перенёс дело по месту жительства.
«Как прошёл марш, мне не понравилось, — делится своими впечатлениями в сети активист osetro90. — Более похоже на показуху, чем на проявление гражданского общества». А некоторые СМИ уже разместили материалы о марше с заголовками типа «Полиция позволила «несогласным» погулять».
А чего ждат от такой опозиции. Если такая опозиция к власти придет будет гораздо хуже. А митинг можно и мирно проводить, без всяких лозунгов долой и без агрессии. А то наберуть всяких абалдуев… Почему нельзя все мирно и по нормальному сделать?!
Наиболее полный и честный репортаж о Марше на Смольный 31 марта! Этот материал сильно отличается от статей и репортажей в официальных СМИ и оппозиционных изданий, своей объективностью и знанием истории протестного движения в нашем городе.
Но есть дополнения. По мои наблюдениям было три группы: одна — партизанскими тропами прошла к Смольному, другая — резервный полк — стояла у Гостиного Двора, некоторые активисты открыто говорили, мол, мы пойдем другим путем, тем самым сковывая большие силы милиции, третья — основная — взяла на себя основной удар милиции и внимание журналистов.
Будучи участником почти всех несанкционированных митингов у Гостиного Двора вынужден признать, что впечателения от акции постепенно «сдуваются»: происходит одно и тоже — ребята выступают 2-3 минуты, их сажают на пару-тройку, против наиболее активных возбуждают уголовные дела. Нужно менять формат. Возможно, возрождать конкурсы политических карикатур, народных частушек о первых лицах города и страны, эпатажных памятников. Талантливых, твореческих личностей в нашем городе предостаточно.