«Без дома нет родины!» — баннер с таким слоганом сотрудники Комиссариата социальной мобилизации повесили на доме архитектора Дмитрия Андреевича Крыжановского на улице Мира, 36 (до революции — Ружейная улица) 15 марта 2015 года.
Нынешняя власть активно спекулирует на памяти о победе Советского Союза во Второй мировой войне. Но её реальные дела показывают, что ей наплевать на память о победе и на память о тех людях, которые перенесли все тяготы той страшной войны. Для этой власти главное — деньги, прибыль, откаты и т.д.
В Петербурге под угрозой сноса находится блокадная подстанция. И вот сносят дом на Мира, 36, который примечателен тем, что его построил Дмитрий Андреевич Крыжановский. И мало того, что он, как пишут в энциклопедиях, был мастером петербургского модерна. Мало того, что он — выпускник Академии художеств, старшина Петербургского (с 1914 года Петроградского, с 1924 — года Ленинградского) общества архитекторов (до 1933), с 1933 — член правления Ленинградского отделения Союза советских архитекторов (ЛОССА), член редакционной комиссии Ежегодника ЛОССА, городской архитектор, архитектор Петропавловской больницы, секретарь комитета общества взаимопомощи русских художников (с 90-х XIX века), председатель Совета Общества архитектурных знаний, специалист по строительно-техническим вопросам Городской думы, главный архитектор архитектурной мастерской ЛенИЗО, преподаватель ЛИИПС — ЛИИЖТ, а также преподаватель строительного техникума, автор книг и теоретических статей.
Нынешним власть имущим, которые где надо и не надо вставляют цитаты реакционного философа Ивана Ильина, конечно, нет дела до того, что зодчий Крыжановский в годы Гражданской войны возводил укрепления под Петроградом, до того, что человек этот уже после Февральской революции стал начальником городской милиции (с марта 1917), а затем народной милиции Петрограда, как и до того, что этот архитектор приносил много пользы молодой Советской республике: занимался изучением и охраной памятников архитектуры, строил жилые дома в Ленинграде, внёс более двух десятков предложений по улучшению техники архитектурно-строительного дела и его постройки всегда отличались особой прочностью.
Начало Великой отечественной войны Крыжановский встретил 70-летним. Когда началась блокада, он твёрдо отказался покидать город и умер от истощения уже первой блокадной зимой — в январе 1942 года, в квартире № 5 дома № 17 по Малой Морской. Имя зодчего высечено на мраморной доске в Доме архитекторов.
После него осталось богатое наследие — здания, построенные им для любимого города, который он отказался покидать, когда его окружал враг. Некоторые дома уже успели снесли «благодарные потомки». Но ещё есть 36 атрибутированных зданий (по данным сайта «Ситиволлс»). И творчество такого зодчего можно было бы не трогать хотя бы из уважения к его памяти — памяти блокадника. Тем более в год 70-летия Победы, частью которой стали прорыв и снятие блокады.
Родина — это не просто слово, которым нужно клясться, когда заблагорассудится. Родина — это живая связь между поколениями людей одной крови, одного языка, которым выпало жить на одной и той же территории. И связь эта передаётся через дома тоже. Без дома, где жили предки, нет Родины!
Видео акции: