Жёлтым по чёрному

Софья МЕЛЬНИЧУК

Согласно китайской легенде, люди появились так: богиня Нюйва вылепила их из глины. Из жёлтой — людей высокого происхождения, которые впоследствии стали правящей элитой. Из кусков чёрной глины и грязи она слепила людей низшего сословия.

Согласно ещё одной интерпретации, которая, скорее, считается шуткой, когда Нюйва поместила человечков в печь для обжига, некоторые недостаточно долго в ней пробыли — из них получились белые люди. Другие пролежали в печи слишком длительное время — из них получились чернокожие. Те же, кого вынули вовремя, получились правильного цвета — жёлтого. Несмотря на то, что это всего лишь миф, некоторые китайцы всерьёз полагают, что не все расы равны. Во всяком случае так точно думают многие переехавшие в Африку граждане Китая. Вместе с деньгами они привезли на чёрный континент новый расизм.

Дай брату банан

Ричард Оченг вырос сиротой возле озера Виктория в Кении. Чернокожего мальчика всегда окружали такие же чернокожие дети и взрослые, цвет не вызывал никаких эмоций. С расовой дискриминацией чёрный человек, выросший на чёрном континенте, тоже никогда не сталкивался. Ни в детском доме, ни в школе, ни в университете, после окончания которого он устроился на работу в компанию по производству и продаже мотоциклов в Найроби. Жизнь Ричарда Оченга так бы и прошла без осознания того, что цвет кожи имеет значение, если бы не его китайский начальник.

Одного из китайских бизнесменов донимали вонь и бедность в Кении, а также на глупость местных жителей

Всё произошло, когда они вместе отправились в рабочую поездку, рассказал он газете The New York Times. Увидев на обочине дороги несколько бабуинов, начальник засмеялся и сказал: «Братья твои», и предложил Оченгу поделиться с «родственниками» бананами. Позднее выяснилось, что это не было лишь нелепой шуткой, за которую на следующий день принято извиняться. Начальник и дальше продолжил сравнивать кенийцев с приматами. Такое отношение к персоналу привело мужчину в недоумение и ярость. Следующий разговор с боссом он записал на видео.

В разговоре молодой китаец называл всех кенийцев «человекообезьянами», даже президента страны Ухуру Кениата, а также пожаловался на вонь и бедность в Кении, а также на глупость местных жителей. Запись быстро разошлась по соцсетям и вызвала бурную реакцию среди кенийцев, которые не считают себя чьими-то рабами, а уж тем более — обезьянами. На видео обратили внимание власти страны и спускать такой поступок на тормозах не стали, несмотря на то, что Китай — важный экономический партнер страны. Мужчину арестовали и выдворили из Кении. Многим этого показалось мало, и китайцу потребовали предъявить обвинения и судить. До этого дело, правда, не дошло.

Для многих молодых африканцев, родившихся после обретения страной независимости, расизм — что-то из учебников по истории. С тех пор как Кения избавилась от колониального гнёта в 1963 году, с дискриминацией по расовому признаку местные жители больше не сталкиваются. Однако такой неприятный эпизод заставил молодёжь заговорить о том, что ещё, помимо инвестиций, Китай приносит в страну.

Этот молодой китайский бизнесмен заявил, что ему надоели «африканские обезьяночеловеки»

Случаи расистского отношения со стороны китайских приезжих происходят уже не в первый раз. Несколько лет назад широкую огласку получила история владельца китайского ресторана в Найроби, который каждый день после 5 часов вечера объявлял «часы без чёрных». Как писали тогда СМИ, африканцы могли посещать заведение вечером только в сопровождении китайцев, индийцев или американцев. В то же время сообщалось, что высокопоставленные чиновники-друзья ресторатора были исключением из правила.

«Китайцы никогда не станут нам друзьями. Они запрограммированы на пренебрежение к чёрным. Они нас любят за тендеры на строительство дорог и слоновую кость», — писали возмущённые пользователи соцсетей. Официальной причиной закрытия ресторана тогда стало отсутствие лицензий на продажу алкоголя и нестыковки в документации.

Чёрная несправедливость

Другой резонансный случай произошёл совсем недавно. В июле китайских сотрудников железнодорожной компании Standard Gauge Railway обвинили в расизме, неоколониализме и вопиющей дискриминации по отношению к кенийским сотрудникам. Несмотря на то, что перед пассажирами и высокопоставленными гостями китайцы были прилежным и дружелюбным обслуживающим персоналом, в отношениях с чернокожими коллегами они включали режим хозяев. В интервью газете The Standard Media кенийцы рассказали, что, к примеру, не имеют права есть за одним столом с китайцами. Такое неофициальное правило распространяется и на автобусы для сотрудников: если в салоне уже сидит китаец, африканцы в него не садятся. Кроме того, китайцам позволяется курить в поезде и пользоваться мобильными телефонами. Кенийцев же за такие проступки увольняют.

Несколько лет назад широкую огласку получила история владельца китайского ресторана в Найроби, который каждый день после 5 часов вечера объявлял «часы без чёрных».

Один мужчина рассказал историю о том, как кенийку заставили прочищать трубу унитаза от забившихся туда окурков. При этом курить в здании позволялось только китайским сотрудникам. Сообщалось также, что наказаниям подвергаются и те африканцы, которые отказываются выполнять работу, не входящую в их непосредственные обязанности. Одного из китайских бригадиров также веселило, что в униформе его подчиненные не выглядят как обезьянки. Помимо этого, несправедливым кенийцы считают то, что китайцы делают простую работу, которую могли бы выполнять и местные, тем самым получив какую-то занятость. Ещё одна причина недовольства — кенийские инженеры часто становятся мальчиками на побегушках, в то время как все важные должности заняты китайцами.

Дискриминация — не единственное серьёзное обвинение в адрес компании. Журналисты выяснили, что во время утверждения проекта железной дороги Standard Gauge Railway не были учтены возражения активистов-защитников животных. Дорога пролегает через земли, на которых живут дикие животные, из-за чего они часто попадают под колеса поездов. Несмотря на заверения властей о том, что необходимые меры предосторожности будут приняты, для защиты животных ничего не делается.

За последнее десятилетие китайцы одолжили немало денег и построили значительную часть инфраструктурных объектов в Африке. Деньги на проекты страны, опять же, берут у Китая или пускают в ход доходы от природных ресурсов. Точное число китайцев, проживающих в стране, подсчитать сложно. Согласно исследованиям, их около 40 тысяч. Некоторые приезжают по контракту на несколько месяцев, другие годами живут и работают в Кении на китайских предприятиях, которых в стране около 400.

В июле китайских сотрудников железнодорожной компании Standard Gauge Railway обвинили в расизме, неоколониализме и вопиющей дискриминации по отношению к кенийским сотрудникам.

Живут китайцы в Кении, как и в любой другой стране мира, в обособленных районах. На работу и обратно из таких чайна-таунов их отвозит специальный автобус, а потому взаимодействие с внешним миром сведено к минимуму. Из-за такой отстранённости и недостатка взаимодействия с местными, китайцы не очень хорошо понимают, что происходит за пределами их жилых комплексов. Чужое и непривычное кажется неприятным и неприемлемым. Любой, кто хоть раз жил с китайскими экспатами бок о бок, знает, что они продолжают вести привычный образ жизни и в Торонто, и в Нью-Йорке, и в иностранном университетском общежитии. «Из-за недостатка взаимодействия с внешним миром они не очень знакомы с происходящим вокруг, — подтверждает Хуан Хунсян, сотрудник службы охраны природы и бывший журналист, живший в Найроби. — Они не очень понимают, как взаимодействовать с внешним миром».

В то же время китайцы приезжают в Африку со своими представлениями о том, как устроен мир и как различные культуры и расы в нем взаимодействуют. В китайском сознании африканцы находятся где-то внизу иерархии, считает Говард Френч, бывший корреспондент The New York Times, написавший книгу «Второй континент Китая. Как миллион мигрантов строит новую империю в Африке».

Кто расист?

Китайский расизм по отношению к чернокожим проявляется не только когда те сталкиваются с ними лично. В самой Китайской Народной Республике это не считается чем-то неприемлемым. Ну чёрные и чёрные, ну похожи на обезьян, кого может обидеть такой очевидный факт? То, что на Западе воспринимают как оскорбление чести и достоинства, в Китае — лишь повод посмеяться.

В любой точке земного шара, где проживает группа китайцев, образуется особое сообщество, которое может жить обособленно и практически не взаимодействовать с внешней средой.

В новогодней передаче в 2018 году появилась 10-минутная сценка, вызвавшая возмущение всего мирового сообщества. Ведущий поздравил всех с тем, что по построенной по китайскому проекту железной дороге в Кении вскоре будет запущен первый поезд, а затем в кадре появилась тучная китаянка, чья кожа была выкрашена в коричневый цвет. Вместе с ней на сцене появился человек в костюме обезьяны. После выхода передачи на центральное телевидение Китая посыпались обвинения в расизме и требования извиниться.

Как отмечает в своей книге, Китай игнорирует обвинения в расизме, считая, что Запад, а не Китай колонизировал чёрный континент и превратил его жителей в рабов. В то же время такая точка зрения никак не объясняет того, что происходит в наши дни. «По их [китайцев] мнению, это к ним относятся расистски», — пишет он.

Справедливости ради надо отметить, что для обычного китайца слово «обезьяна» не будет таким же оскорбительным, как для европейца. Для последнего обезьяна — это определённо бранное слово, человек, который не умеет вести себя в обществе. Китайцы тоже могут назвать кривляку обезьяной, но это отнюдь не так оскорбительно, как может показаться. Образ обезьяны в китайской культуре символизирует долголетие и повышение социального положения. Изображение обезьяны с персиком — символ долгой жизни, а верхом на лошади — повышения по службе. Животное также является главным героем классического китайского романа «Путешествие на Запад». Царь обезьян Сунь Укун — один из самых популярных литературных персонажей в Китае.

Источник Lenta.ru

Читайте также:

Дмитрий ЖВАНИЯ. О китайской иммиграции и истинных национал-предателях

Дмитрий ЖВАНИЯ. Проза о китайской иммиграции в Италию

Дмитрий ЖВАНИЯ. Европейцы оскотинились от гуманизма

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ. Китай — капитализм под красной ширмой

Михаэль ДОРФМАН. В Пекине уже наступил конец света