
— «Средства массовой информации обольщают массы», «массы сами себя обольщают»: какое суесловие, как фантастически подобные формулировки принижают понятие соблазна, заглушая его буквальный смысл, очарование и смертоносные чары, ради того чтобы представить в банальном значении социальной смазки или техники релаксированных отношений — сладкая семиургия, мягкая технология. В таком случае соблазн благополучно увязывается с экологией и с общим переходом от стадии жестких энергий к стадии мягких. Сладкая энергия, мягкий соблазн. Социальное посередке.
Массы психологизируются, чтобы быть обольщёнными. На них напяливают желание, чтобы отвлечь от него и совратить.
Пересмотренный и исправленный идеологией желания, этот рассеянный, экстенсивный соблазн ничего общего не имеет с аристократическим соблазном дуально-дуэльных отношений. Психологизация соблазна: результат его опошления с того момента, как над Западом воздвиглась воображаемая фигура желания.
Прежде массы отвлекались от истины истории (революционной) — сегодня отвлекаются от истины собственного желания. Бедные массы, жертвы обольщения и манипулирования!
Конечно, не господа вообразили эту фигуру — исторически она была порождением подвластных, сложившись под знаком их освобождения, и провалы революций раз за разом только укрепляли её. Форма желания запечатляет и скрепляет исторический переход порабощённых от статуса вещи или объекта к статусу субъекта или подданного, но сам по себе этот переход не более как утончённое и глубоко запавшее увековечение строя рабства. Первые проблески субъективности масс на заре современности, на заре революций — первые признаки самоуправляемого рабства субъектов и масс под знаком их собственного желания! Начало большого обольщения: вещью можно просто владеть — субъекта желания можно соблазнить.
Раньше массы заставляли сносить господство грубым насилием — их заставляют принимать его силой соблазна.
Так начала развёртываться в социальном и историческом плане эта мягкая стратегия. Массы психологизируются, чтобы быть обольщёнными. На них напяливают желание, чтобы отвлечь от него и совратить. Прежде они отчуждались — это когда у них было сознание (мистифицированное!), — сегодня обольщаются, потому как у них есть бессознательное и желание (увы — такое вытесненное и заблудшее!). Прежде они отвлекались от истины истории (революционной) — сегодня отвлекаются от истины собственного желания. Бедные массы, жертвы обольщения и манипулирования! Их заставляли сносить господство грубым насилием — их заставляют принимать его силой соблазна.
Жан БОДРИЙЯР. Соблазн / De la séduction (1979)
Читайте также:
Жан БОДРИЙЯР: «Секс как модель принимает форму индивидуального предприятия»
Жан БОДРИЙЯР: «А существовала ли вообще когда-либо фаллократия?»
Жан БОДРИЙЯР. Заговор искусства
Жан БОДРИЙЯР: «Экономический расчёт — это расчёт нищих»
Жан БОДРИЙЯР: «Человеческие существа бесконечно воспроизводят себя в виде отбросов»
Жан БОДРИЙЯР: «Покупки в кредит сходны с мифоманией»
Жан БОДРИЙЯР: «Молчание массы подобно молчанию животных»
Жан БОДРИЙЯР: «Безразличие масс предвещает крах власти»
Жан БОДРИЙЯР: «Все вещи притворяются женщинами»
Жан БОДРИЙЯР: «Информационный четвёртый мир — убежище всех изгоев»