Сотрудники Комиссариата социальной мобилизации (КомСоцМоба), продолжая кампанию против ростовщичества, 21 марта 2014 года на набережной петербургской реки Смоленки (Васильевский остров) повесили плакат с изображением банкира-вампира на щит с рекламой кредитования в одном из банков.
Напомним, что это далеко не первая акция КомСоцМоба против кредитной зависимости. В пресс-релизе, который активисты разослали после прошлой акции, они сравнили банкиров в наркодилерами. На этот раз они ничего объяснять не стали, а просто привели большой отрывок из работы французского левого философа Жан Бодрийяра «Система вещей»:
«Ныне родилась новая мораль: мораль опережающего потребления по отношению к накоплению, мораль убегания вперёд, форсированного инвестирования, ускоренного потребления и хронической инфляции (копить деньги становится бессмысленно); отсюда берёт начало вся современная система, где вещь сначала покупают, а затем уже выкупают своим трудом.
Благодаря системе кредита мы возвращаемся к сугубо феодальным отношениям, когда известная часть труда изначально принадлежит помещику, то есть к системе закрепощённого труда. Однако, в отличие от феодальной, наша система основана на своеобразном сообщничестве: современный потребитель непроизвольно интериоризирует и принимает как должное то бесконечное принуждение, которому он подвергается, — обязанность покупать, чтобы общество продолжало производить, а сам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить за уже купленное. Это прекрасно выражено в лозунгах американской рекламы: «Делать покупки — значит сохранять работу! Делать покупки — значит обеспечивать своё будущее! От каждой сделанной покупки становится меньше одним безработным — быть может, ТОБОЙ! Купи своё процветание сегодня, и ты будешь иметь его завтра!»
Действует любопытный иллюзионизм: общество кредитует вас ценой формальной свободы, а на деле вы сами его кредитуете, отчуждая в его пользу своё будущее. Разумеется, прежде всего строй производства живёт эксплуатацией рабочей силы, но сегодня он получает поддержку ещё и от этой круговой поруки, от этого сотрудничества, в котором самая зависимость переживается как свобода, а следовательно, обособляется в устойчивую систему».