ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Мастерская антибуржуазной мысли и книжный магазин «МЫ» (Санкт-Петербург, Невский пр. 20, 3 этаж) представляют:
27 января 2014 года
19 часов
Лекция «КАК ФУТУРИСТЫ ЗАГЛЯДЫВАЛИ В БУДУЩЕЕ»
Читает кандидат исторических наук, редактор сайта «Новый смысл» (www. sensusnovus.ru), автор романов «Путь хунвейбина» и «Битва за сектор», сотрудник Комиссариата социальной мобилизации Дмитрий ЖВАНИЯ.
«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощёчину. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копьё своего духа над Землей, по её орбите» — этими рубленными фразами начинался «Манифест футуризма» итальянского поэта и художника Филиппо Таммазо Маринетти, опубликованный во французской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года.
За короткое время футуризм совершил переворот в итальянской культуре. Под его знамёна встали молодые поэты, художники, скульпторы и композиторы. «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…», — заявлял Маринетти. Художник Умберто Боччони (родился в 1882-м) перевёл идеи Маринетти на язык изобразительного искусства в «Техническом манифесте футуристической живописи». Но ещё до появления этого манифеста художник Карло Карра (родился в 1881-м) нарисовал футуристическое полотно «Похороны анархиста Галли» (1910), в котором сумел передать дух и динамизм схватки революционеров и рабочих с «силами порядка». Джино Северини (родился в 1883-м) показал футуристическое видение ночной жизни большого города. Композитор Франческо Балилла (родился в 1880-м) 11 января 1910 года опубликовал «Манифест музыкантов-футуристов», вслед за которым 11 марта 1911 года издал «Технический манифест футуристической музыки» и 18 июля 1912 года «Уничтожение квадратуры». С его «Гимна жизни», которые впервые прозвучал 21 февраля 1913 года в римском театре Костанци, начинается история футуристической музыки. Затем появилась его футуристическая опера «Авиатор Дро». Художник Луиджи Руссоло (родился в 1885-м) прокламировал футуристический культ машин и движения вначале в живописи, а затем перешёл к музыкальным экспериментам, изучая индустриальные шумы и звуки.
Футуризм не остался лишь итальянским явлением, найдя отклик в далёкой России. В декабре 1912 года будетляне, члены петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Бенедикт Лифшиц) выпустили футуристический манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором заявляли: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». Не менее беспощадны они были и современникам: «Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!» Будетляне обещали «стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования».
Футуристы не только произвели революцию в искусстве, но и заложили основы нового политического стиля, воспевающего индивидуальный риск, подвижничество масс и коллективное прямое действие. Футуристы видели в войне средство гигиены мира, погрязшего в буржуазном декадансе. И когда началась первая мировая война, практически все футуристы отправились на фронт добровольцами. Маринетти воевал как капитан отряда блиндированных автомобилей, и его книга «Стальной альков», написанная в те годы, стала восторженным гимном блиндированным автомобилям. Некоторые футуристы, например, Умберто Боччони на войне погибли.
Широко известно о союзе итальянских футуристов с фашистами. Однако восхищение футуристов индустрией и машинерией сближало их и с социалистическими рабочими. «Перед войной футуризм был очень популярен между рабочими. Журнал “Lacerba” (“Упрямый”), который имел тираж в 20 000 экземпляров, на 5 расходился среди рабочих. Во время многочисленных манифестаций футуристического искусства в театрах наиболее крупных городов Италии рабочие защищали футуристов против молодых людей — полуаристократии и буржуазии, — которые вступали с футуристами в драку», — вводил в курс дела Льва Троцкого ведущий итальянский коммунист Антонио Грамши. «Перед моим отъездом Туринская секция пролеткульта пригласила Маринетти на выставку футуристической живописи, чтобы на открытии объяснить рабочим, членам организации, её значение, — сообщает Грамши в том же письме. — Маринетти очень охотно принял приглашение и после посещения выставки вместе с рабочими высказал своё удовольствие, что ему удалось убедиться в том, что рабочие гораздо лучше разбираются в вопросах футуристического искусства, нежели буржуазия». Что касается русского футуризма, то он в лице его лучших представителей поддержал большевистский прорыв в будущее.
Что послужило причиной появления футуризма? Почему футуризм стал заметным явлением лишь в Италии и в России? Что заимствовали у футуристов фашисты и большевики? Какое продолжение получил футуризм в фашистской Италии и большевистской России? Что собой представляет современный неофутуризм? На все эти вопросы в лекции «Как футуристы заглядывали в будущее» ответит кандидат исторических наук, редактор сайта «Новый смысл», сотрудник Комиссариата социальной мобилизации Дмитрий Жвания.