В ночь на 15 апреля 2013 года активисты группы ЭРА (Экология рядовой архитектуры) провели акцию протеста против сноса очередного исторического объекта в центре Петербурга. На здании по Дегтярному переулку, 26, они вывесили баннер с надписью «Ломай меня полностью», чтобы подчёркнуть своё ироническое отношение к сложившейся ситуации.
Активисты, конечно же, постараются не допустить сноса. Их акция — попытка привлечь внимание к разрушению исторического Петербурга (в Сети ещё совсем недавно был весьма популярен интернет-мем «ломай меня полностью»). Ситуация со зданием по Дегтярному переулку, 26 – один из образчиков отношения буржуазно-чиновничьей системы к городской среде. Практика показывает, что от перемены губернаторов отношение системы к этой среде не меняется. В старом Петербурге при мэре Анатолии Собчаке, а потом при губернаторе Владимире Яковлеве дома в центре вымораживали. При губернаторе Валентине Матвиенко сносы в историческом центре Петербурга приобрели лавинообразный характер. Во время её правления город потерял больше зданий, чем во время блокады, когда его постоянно бомбили и обстреливали. При губернаторе Георгии Полтавченко этот процесс продолжается…
Что такое «памятники архитектуры»? Это не только те объекты, которые внесены в туристические путеводители: Эрмитаж, Исаакиевский и Казанский соборы, Меньшиковский дворец… Памятники архитектуры – это здания, которые образуют неповторимый городской ансамбль. В список ЮНЕСКО Петербург включён именно как уникальный ансамбль, а не как обладатель ряда соборов, дворцов и особняков. С этой точки зрения, рядовой доходный дом где-нибудь в Коломне или на Песках – не менее значим для архитектурного ансамбля города, чем какой-нибудь дворец. Современные технологии позволяют спасать даже весьма запущенные, аварийные, разрушающиеся дома. Но инвесторам выгодней дом снести и построить на его месте новый, нежели бережно восстанавливать имеющийся, исторический. В общественное мнение чиновники и застройщики запускают пошлые рассуждения о «моральной устарелости» аварийных домов в историческом центре, мол, ни тебе подземной парковки, ни помещений для современных магазинов… Слышали бы эти речи в Севилье, Барселоне, Риме, Неаполе, Флоренции других городах, ансамбль которых сформировался в Средневековье! Конечно, дельцы, охочие до быстрой прибыли, не понимают, что такое «дух города». Одно дело историческое здание, которое помнит, как его использовали люди прошлых поколений, а совсем другое дело – его муляж.
Редактор сайта «Новый смысл» Дмитрий ЖВАНИЯ
Здание по Дегтярному переулку — жилой дом в стиле высокой эклектики, построенный архитектором Павлом Мульхановым в 1901-1905 годах. Дом имеет богато декорированные ценные интерьеры (печи, лепнина и пр.), а расположен он на территории зоны регулирования застройки II категории. О судьбе этого здания рассказала журналистка Валерия Стрельникова в «Новой газете» в июне 2009 года (№39). Статья называется «Герман Оскарович не начал сердиться/ Греф ушел на повышение — а дом у Смольного стал призраком»:
— Этот симпатичный дом в двух шагах от Смольного, судя по отчётам Германа Грефа, должны были давным-давно отремонтировать — причём без ущерба для его обитателей. Судя по другим бумагам — снести еще два года назад. Сегодня риелторы со знанием дела продают лакомый кусочек недвижимости под инвестиционный проект с бонусами в придачу. А жители-фантомы до сих пор не желают переселяться на окраины.
Ограда нашла героя
Пятиэтажный дом в Дегтярном переулке, 26, 1905 года постройки, как рассказывают старожилы, расселялся ни шатко ни валко начиная ещё с 1980-х. Один из флигелей освободили полностью, собираясь использовать его в качестве маневренного фонда для обитателей других частей здания — пока их квадратные метры приводятся в порядок. «Территориальным управлением Центрального административного района активно прорабатывается схема выполнения поэтапного ремонта дома, в том числе с привлечением инвестора к выполнению ремонта расселённого флигеля, и использования отремонтированного жилья для переселения жильцов из других квартир дома», — бодро отчитывался в 1998-м нынешний глава Сбербанка — тогдашний вице-губернатор Петербурга Герман Греф.
Однако вскоре Герман Оскарович ушёл на повышение в Москву, а запланированный к ремонту флигель так и стоял с тех пор пустым и заброшенным.
— Причем без всякого ограждения! Там дети постоянно играли, бродяги какие-то шастали… И как это никто не сломал шею?! — запоздало удивляются жильцы.
В первых числах мая 2009 года целый подъезд несостоявшегося грефовского маневренного фонда благополучно рухнул. И лишь тогда вокруг руинированного уже здания наконец-то появился забор.
Меж тем ещё в сентябре 2006-го заключением Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Центрального района, весь дом № 26 был признан «аварийным и подлежащим сносу». Следом, в октябре, появилось и соответствующее распоряжение ЦАР, № 1382-р.
Примечательно, что, согласно этому документу, здание в Дегтярном переулке, где по состоянию на апрель 2006-го проживало 164 человека, оказывается, должно было исчезнуть с лица земли в срок… «до 1 мая 2007 года».
То есть, по букве распоряжения, 26-й дом уже третий год как призрак.
Оспорь то, не знаю что
Жильцам о грядущих переменах сообщили за несколько месяцев до дня икс, в конце января 2007-го. Ошарашенные, те бросились к чиновникам: как? почему? покажите бумаги!.. А им в ответ: обойдетесь.
«После получения указанных писем (уведомлений о сносе. — Авт.) собственники неоднократно обращались в администрацию Центрального района и районную МВК с заявлениями о предоставлении копий оспариваемых документов, на которые получали категорический отказ»…
Это цитата из заявления, с которым двадцать жильцов дома обратились в итоге в Смольнинский федеральный суд. Только для того, чтобы было что оспаривать, нервов, сил, времени пришлось затратить уйму — и даже прибегнуть к помощи прокуратуры.
В конце концов, после долгих мытарств и «принятия мер прокурорского реагирования», секретные документы о сносе их собственного жилища гражданам всё же предоставили (уже после того, как дом должен был прекратить своё существование).
Владельцы квартир взывали к объективности Фемиды, доказывая, что в документах, о которых речь, «отсутствуют основания для признания здания аварийным».
«Так, в заключении МВК № 28а не содержится никаких указаний на то, что дом № 26 имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций, а также указания на то, что имеется опасность обрушения дома», — ссылались на здравый смысл и постановление правительства РФ истцы.
«Из заключения МВК видно, что, принимая указанное заключение, комиссия не проводила осмотра здания, — пытались отстоять свою точку зрения жители. — В заключении имеется ссылка на один рассмотренный документ — акт Экспертной строительной комиссии от 29.05.2000 года. Притом что акт ЭСК составлен в отношении только тяти квартир многоквартирного дома и содержит рекомендации к их частичному капитальному ремонту. С момента составления акта работы по капремонту квартир были выполнены…»
По мнению заявителей, их права также были существенно нарушены «непривлечением к работе МВК собственников квартир с правом совещательного голоса». Более того, жильцы утверждают, что о готовящемся обследовании дома их не оповещали, и экспертов за работой никто не видел.
Заметим, районная прокуратура, в свою очередь, обратила внимание на то, что акт ЭСК и заключение МВК «подписаны только должностными лицами администрации района, а подписи должностных лиц КГА, Жилищного комитета, КГИОП… отсутствуют. Таким образом, администрацией района допущены нарушения жилищного законодательства и требований правовых актов Санкт-Петербурга».
Но все оказалось тщетно. Тяжбы и в районной, и в городской инстанции жители проиграли.
Кто хочет стать миллионером
Ещё задолго до окончания процесса строптивых собственников начали поддавливать.
В октябре 2007-го в парадных дома были развешаны объявления, где, в частности, сообщалось об отключении электричества, воды, отопления, газа. Правда, когда жильцы обратились в ЖКС № 3 с коллективной жалобой и обещали жаловаться выше, тамошнее руководство отыграло назад — заверив, что коммуникации в нерасселённых квартирах не тронут.
Забавно, что в свежих формах № 7 и № 9 («Характеристика жилого помещения» и «Справка о регистрации»), которые владельцам одной из квартир выдали вчера (!), 3 июня 2009 года, в двух соседних строчках значится: «Расселяется на капремонт» — и тут же: «Дом аварийный, подлежащий сносу».
А в апреле 2008-го вышло смольнинское постановление «Об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Дегтярный пер., д. 26». Оставшимся аборигенам уже едва ли не в ультимативной форме стали предлагать «альтернативное жильё».
Александра Семизорова, хозяйка трёхкомнатной квартиры площадью около 65 метров, из вредности отказалась ехать в трешку в Красногвардейский район.
— Панельный дом — хотя и новый, но радиаторы почему-то ржавые, сантехника бывшая в употреблении… — рассказывает муж Александры Павел Рясиченко. — А главное — очень далеко от метро «Ладожская». Нам, конечно, не подходит.
Отвергли супруги и хоромы в Приморском районе.
— Представьте: самый конец Мебельной улицы, километра четыре от метро «Старая Деревня», совершенно не обустроенная местность, — объясняют Саша и Павел. — Потолки в квартире — на метр ниже, чем у нас! Насколько это жилье равноценно «изымаемому для госнужд», судите сами…
И это элитные условия для собственников отдельных квартир. А из коммуналок жильцов готовы перебазировать опять в коммуналки — только на окраине. «Что же это за расселение?!» — возмущаются люди.
А буквально недавно обитателям дома разослали варианты переезда в маневренный фонд.
Вот, например, на семью из двух человек выделили 14-метровую комнату, на семью из четырех человек — 27-метровую. И это ещё что — по словам жильцов, семерых человек предлагали переселить в… 28 метров!
В принципе, можно требовать и денежной компенсации. Однако изгоняемые уверены, что настоящую, рыночную цену им всё равно не заплатят. Прецедент уже имеется: один из соседей заказал стоимостную оценку своих квадратных метров, и вышло более 20 миллионов рублей (у него солидная площадь). Стоит ли уточнять, что означенная сумма на счёт этого человека до сих пор не переведена.
«Новая газета» № 39, 4 — 7 июня
В 2009-м у здания по Дегтярному, 26, обрушилась дворовая часть. Жильцов дома расселили. В 2011-м постановлением правительства Петербурга постройку передали ООО «Фаворит плюс» для реконструкции под многоквартирный жилой дом. Проектировщиком выступила архитектурная студия ООО «Интерколумниум». Директор компании Евгений Подгорнов в феврале 2013 года рассказал интернет-газете «Карповка», что здание снесут, не его месте появится внешне идентичный жилой дом.
По его словам, все высоты здания сохранятся, а фасад воссоздадут в прежнем виде. Новому дому добавят подземный паркинг, мансарду, а первый этаж немного изменят, что необходимо для размещения магазинов. «Некоторые изменения коснутся дворовой части дома. Будет открытый двор, внутренний фасад здания будет более интересный», — поведал господин Подгорнов.
От себя архитектор добавил, что считает демонтаж дома необходимой мерой: «Нет ничего вопиющего в сносе здания, оно своё изжило. Дом находится в жутко аварийном состоянии в течение десяти лет. Что поделать, если его довели до такого состояния?»
Глава комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселёва сообщила «Карповке», что проект «Интерколумниума» в её ведомство на согласование не предоставлялся.
В сети уже горько шутят: «Скоро будет – “Петербург, идентичный натуральному”». И добавляют: «Боюсь, и идентичный он только в обещаниях …»
Очень хорошо помню этот дом. Была там внутри! Планировалось расселение одной из жутких квартир, наполненных ценителями 40 градусных продуктов.
Шок от увиденного до сих пор ярок в памяти.
Меня хорошо поймут все, кто в свое время участвовал в приобретении жилплощади в центре путем расселения.
Тот запах и количество грибка, пропитавшее этот дом, не возможно было бы вывести ни одним известным мне химическим реактивом!
А жить и инвестировать в новое жильё, где рядом одни неблагополучные семьи вовсе не хотелось.
Я рада, что наши строители готовы вкладываться в возведение подобных зданий в центре, а не только строить многоквартирные комплексы на окраинах.
Если кто-то знает статистику по количеству коммуналок в Санкт-Петербурге и бывал хотя бы в некоторых домах центра с подобной историей, то будет поддерживать подобные решения властей города.
Наш Питер сгнил изнутри и его срочно надо реконструировать и воссоздавать!!!!