Менее чем через неделю в нашей стране предстоят президентские выборы. Сколько бы мы ни стенали, что в рамках предвыборной кампании созданы сверхблагоприятные условия для представителя власти – реальной соревновательности, а значит, и выбора у избирателей почти не имеется (и то верно: вот прошлой осенью в маленькой по нашим меркам Болгарии прошли президентские выборы, так там было двадцать кандидатов – против пяти в «ядерной сверхдержаве»!), итог предопределён и т. д. – всё равно, думаю, идти на эти выборы следует.
Всё-таки, как бы то ни было, двое из пяти кандидатов – это политики левых взглядов. Если внимательно проанализировать предвыборные программы Геннадия Зюганова и Сергея Миронова, мы убедимся, что эти кандидаты действительно предлагают альтернативную парадигму для развития России. Это касается политических институтов (развитие представительной демократии, демократизация политической системы, сокращение прерогатив президентской власти, выборность глав регионов), социально-экономической сферы (национализация, укрепление общественного сектора, мощная социальная политика, движение к справедливому обществу, налоговые реформы), внешней политики.
Конечно, многим из нас хотелось увидеть кандидатами от российской левой более ярких, харизматичных и убедительных для электората политиков. Мы все прекрасно знаем минусы и слабости нынешних лидеров КПРФ и «Справедливой России». Мы помним, что один из них навязал компартии «национал-коммунистическую» линию, лишённую новаторства и боевитости. Другой же очень долгие годы выступал как партнёр Кремля и власти, находясь, собственно, в недрах этой самой власти. Ну, что говорить, нет в современной России своего Лулы или Чавеса, это так. И всё же. Ведь именно КПРФ И «СР» являются на сегодня единственными реальными игроками на политическом поле РФ, представляющими левый фланг. Да, скоро появятся новые. Но, во-первых, это уже будет после 4 марта, а, во-вторых, кто может гарантировать, что «последователи-соперники» будут лучше? У нас ведь в 90-х уже была «левая многопартийность», из которой никто, кроме КПРФ, не выжил…
Я уже писал как-то, что борьба за преодоление консервативной гегемонии в обществе будет очень сложной и, видимо, длительной. Наверное, в 1991-1992 годы многие люди левых убеждений полагали, что правые задержатся у власти ненадолго. Но вот прошли 20 лет, а изменений всё нет. И нет, честно сказать, ощущения, что нынешним левым они по плечу. Понятно, считать голоса в ночь на пятое будут те же, кто в декабре. А раз так, извольте, напомню, «ЕР» с ЛДПР и «ПД» набрали тогда порядка 60% голосов. Поэтому вопрос быть второму туру или нет, конечно, важен. Но, а если и быть – что это изменит в принципе?
Вот с этой точки зрения крайне важно, чтобы и Зюганов, и Миронов показали максимально возможные результаты. Во время предвыборных теледебатов мы видели, что по многим актуальным вопросам общественно-политической жизни подходы двух ведущих левых партий сближаются, а между их лидерами уже нет столь явственного отторжения, которое чувствовалось в конце 2011 года. Это положительный элемент, без всяких сомнений. Просто потому, что без наличия единства актуальных левых, невозможно представить их глобальный успех в будущем. Когда он настанет? Я не знаю, и не хотел бы загадывать. Увы, в России очень многое зависит от президентской власти, а очередные выборы главы государства пройдут по нынешним правилам лишь в 2018-м. Конечно, я забыл про митинги и давление на власть «снизу»… Поэтому и пишу честно, что не знаю. Но точно убеждён вот в чём: чтобы реально претендовать на власть, российским левым непременно предстоит пройти этап «внутренней трансформации». Но это будет всё же после 4 марта. А 4 марта просто надо прийти на эти не нравящиеся нам выборы. И сделать свой выбор в пользу одного из двух кандидатов от левых сил.
Совершенно согласна с автором. Не побоюсь резкости, первый адекватный текст о выборах за последние полгода.