Дмитрий ЖВАНИЯ, Комиссариат социальной мобилизации
Побывали с товарищем на «Вагонмаше». Точнее: мы изучали то, что осталось от завода, основанного в 1874-м — одного из старейших производителей вагонов для метро и железной дороги. 140 лет прожил завод. На территорию, где располагалось предприятие и где сейчас всё завалено остатками (лучше сказать — останками) цехов, не войти — везде охрана, ходят патрули. В принципе это правильно. Экскурсии по территории сноса небезопасны. Но мы с обратной, внешней, стороны залезли на крышу одного из оставшихся цехов, откуда открылся хороший вид на закат «Вагонмаша».
«В данный момент большая часть завода уже снесена. Осталось только несколько корпусов — охраняемых объектов регионального значения. В частности, третий сборочный цех, где происходила окончательная сборка вагонов, кузовной цех, где собирали железнодорожные вагоны. А также — некоторые фрагменты зданий», — писала больше месяца назад интернет-газета «Фонтанка». Однако эксперты из градозащитной группы ЭРА утверждают, что объектами охраны были все здания завода, построенные до 1917 года.
«На месте завода к концу 2015 года должен появиться жилищный комплекс комфорт-класса “Московские ворота” высотой 9-18 этажей и общей площадью около 166,3 тысячи кв. м. Полностью работы по благоустройству территории будут завершены к концу 2015 года. «ЛенСпецСМУ», входящая в группу «Эталон», планирует приступить к застройке территории уже в начале второго квартала 2014 года. Сейчас ведётся подготовка территории, сообщают в компании. Концепция проекта была разработана проектировщиком ЗАО “ЭталонПроект”, входящим в Etalon Group. В 6 [шести] жилых корпусах появится более 3 тысяч квартир. По оценке АРИН, стоимость жилья на нулевом цикле строительства может составить 85-95 тысяч рублей за кв. м», — рапортует «Фонтанка».
Можно себе представить, как вырастет цена за квадратный метр в этом живом комплексе, когда он будет готов. (На данный момент в Санкт-Петербурге средняя цена за квадратный метр в жилье, годном для заселения, — 103 тысячи рублей за квадратный метр). Вновь разрушено производство ради жилья для «элитного жулья».
Недавно ко мне обратилась корреспондент сайта «Невские новости» с просьбой прокомментировать снос «Вагонмаша». «Ситуация с питерским заводом “Вагонмаш” как нельзя лучше показывает “рациональность” рыночной экономики, — заявил я. — “Вагонмаш” вовсе не был “морально устаревшим производством”, как заявляют те, кто оправдывают его снос. На заводе выпускали современные трамваи и вагоны метро. Утверждение, что продукция “Вагонмаша” была не нужна, так как другие заводы делали вагоны лучшего качества — лживо. Напомню, что именно инженеры “Вагонмаша” спроектировали и разработали новые вагоны метрополитена четвёртого поколения и развернули строительство нового высокотехнологичного производства инновационного типа для сборки поездов метро. Этот их проект получил название “НеВа”. И “НеВа” была признана лучшим инновационным проектом Санкт-Петербурга для нужд городского хозяйства. И тем не менее завод обанкротился и его в итоге снесли.
Снос «Вагонмаша»
Ситуацию с “Вагонмашем” нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в транспортной сфере в стране, в частности — в Петербурге. На железной дороге сокращается как число рейсов, так и количество подвижного состава. В Петербурге методично уничтожается трамвайное движение, в то время как во всём мире оно восстанавливается и развивается. Ведь один трамвай вмещает от 150 до 350 пассажиров, что в 2-3 раза больше, чем вмещают троллейбус или автобус; кроме того, один трамвай заменяет до 100 автомашин. Что немаловажно: трамвай — самый экологически чистый вид транспорта. Но власти города этого не хотят понимать. В 1990 году в Ленинграде было 2105 трамваев, сейчас — 775, а протяжённость трамвайной сети уменьшилась с 600 км до 440 км. Если бы в Петербурге, как и во всём мире, развивалось трамвайное движение, то продукция “Вагонмаша” была бы нужна. А что с метро? На линии выходят вагоны, изготовленные в 60-е годы. Неужели проект “НеВа” нельзя применить?
Так что снос “Вагонмаша” — очередной мощный удар по нашей отечественной индустрии и по реальным нуждам нашего города и нашей страны. Снос этот — ещё одно подтверждение того, что заявления руководителей России расходятся с реальными делами. Они, в частности, президент Путин, говорят о необходимости реиндустриализации России, а на деле мы видим, что в нашей стране уничтожается завод за заводом, а население превращается в офисный планктон» (на сайте «Невские новости» я пока своего комментария не обнаружил).
«Как говорят эксперты, — отмечает «Фонтанка», — ЗАО “Вагонмаш” подкосила отсрочка правительства Петербурга с размещением заказов на производство поездов “НеВа”, обещанных предприятию. Компания вложила значительные средства в разработку состава нового поколения с асинхронным двигателем. Однако от создания пробного образца до первого конкурса прошло около двух лет».
А в советские годы, когда существовала высмеянная либералами плановая экономика, продукция Вагоностроительного завода имени Ивана Егоровича Егорова (с 1922 по 1990 год предприятие носило имя активиста большевистской партии с 1908 года, которая после Февральской революции направила его на вагоностроительный завод партийным организатором) побеждала на престижных международных выставках. Так, изготовленный на этом заводе в 1937-м мягкий вагон был отмечен золотой медалью и дипломом Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Кстати, после Великой отечественной войны на Вагоностроительном заводе имени Егорова работал отец Владимира Путина. «Папа работал мастером на заводе. Его очень любили, ценили, он вкалывал там столько, сколько нужно. Ему, кстати, долго не давали инвалидность, хотя одна нога у него просто колесом была. После войны моего отца демобилизовали, и он пошёл работать мастером на Вагоностроительный завод имени Егорова. В каждом вагоне метро есть табличка, на которой написано, что этот вагон, номер такой-то, изготовлен на Вагоностроительном заводе имени Егорова. Ему сразу от завода дали комнату в коммуналке», — вспоминал президент (От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. Наталья Геворкян, Андрей Колесников, Наталья Тимакова. Издательство «ВАГРИУС». 2000). Теперь далеко не в каждом вагоне метро в Петербурге есть табличка, «на которой написано, что этот вагон, номер такой-то, изготовлен на Вагоностроительном заводе имени Егорова». А скоро вагонов с такими табличками вообще не будет.
Меня удивляет спокойная реакция общества на этот и другие подобные сносы. Снесли и ладно. Только мы, Комиссариат социальной мобилизации, провели акцию против сноса «Вагонмаша». Город теряет рабочие места и производственные мощности, но на это наплевать нашим борцам за рабочее дело. А сам русский рабочий класс даже не пытается отстоять своё естественное пространство под названием «индустрия».
Топ-10 адресов бывших промзон, где уже ведётся или скоро начнётся строительство:
1. Механический завод на Глухой Зелениной улице, 4, — жилой комплекс «Классика» («Л1»).
2. Грузовой двор Московского вокзала на Кременчугской улице, 11, — жилой комплекс «Царская столица» (ЛенспецСМУ).
3. Машиностроительный завод «Электрик» имени Николая Шверника на проспекте Медиков, 10, — жилой комплекс «Европа сити» (ЛСР).
4. Северный завод на Ушаковской набережной, 3, — жилой комплекс Riverside (Setl Group).
5. НПО «Керамика» и завод «Стройфарфор» на Южном шоссе, 49-57, — жилой комплекс «София» (ЛСР).
6. Комбинат цветной печати на проспекте Обуховской Обороны, 110, — жилой дом «Молодёжный» (ЛенспецСМУ).
7. «Электросила» на Московском проспекте, 139, — жилой комплекс «Московский квартал» («Силовые машины»).
8. «Петмол» на Московском проспекте, 65, — жилой комплекс «Времена года» («Юнит»).
9. Завод «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115, — жилой комплекс (ЛенСпецСМУ).
10. Завод «Мясомолмаш» на улице Красуцкого, 3, — жилой комплекс «Новомосковский» (ЮИТ).
Мы писали письма и Путину и Полтавченко. Получили ответ:»Все под контролем» .
Это ОЭВРЗ виноват в банкротстве Вагонмаша. Если бы ОЭВРЗ не послал бы жалобу на Вагонмаш, ЗАО «Вагонмаш» простоял бы века.