Владимир ТИТОВ
Для патриотов российского киноэкрана 2017 год начинается просто сказочно. В новогодние каникулы народ мог отдохнуть от салатиков за просмотром исторического блокбастера «Викинг». А в конце января Фёдор Бондарчук представил фантастическую драму «Притяжение» — об инопланетном вторжении в Чертаново.
Хотелось бы надеяться, что российское кино в целом меняется к лучшему, что наши кинематографисты соблаговолили, наконец, предложить населению что-то человеческое, а не очередной «Заградотряд попаданцев» (великое кино о великой войне), ещё одну «Гламурную курву» (российский средний класс красиво бесится с жиру), продолжение комедии «Полный хохотач» (вся маршрутка лежала!) и новый сезон сериала «Какую страну про.. ли!» (советская ностальгия нон-стоп).
Да, хотелось бы надеяться. Но, если ты живёшь в России, то разумнее не расслабляться, а всегда быть готовым к худшему. Говорят, «Викинга» хотели запустить в прокат под рабочим названием «Грязь, дерьмо и духовность», но в последний момент решили, что выносить подробный спойлер на афишу вряд ли целесообразно. Что же касается «Притяжения», то оно преподносилось как наш ответ буржуйским «Марс атакует», «Чужие на районе» и прочим годзиллам. Однако на выходе получилось нечто весьма самобытное.
Вкратце история такова. В воздушное пространство России вторгается неопознанный летающий объект. На перехват вторженца поднимаются истребители с Липецкого аэродрома и с палубы «Адмирала Кузнецова» в Балтийском море. Нарушителя сбивают — мера явно чрезмерная, достаточно было бы «Кузнецову» поставить фирменную дымовую завесу, чтобы чужак дезориентировался и закатился куда подальше — за пояс астероидов.
Но что сделано, то сделано — подбитый звездолёт кувыркается к земной поверхности и совершает жёсткую посадку в Чертанове. При падении невольно устраивает ремейк 11.09.2001 — крушит несколько многоэтажек, включая ту, где главная героиня Юля (Ирина Старшенбаум) почти занялась любовью со своим милым другом Артёмом (Александр Петров). Эти ребята ещё не знают, какую роль им придётся сыграть в Первом Контакте.
Место падения оцепляют вояки под командованием полковника Лебедева — коменданта Москвы и Юлиного папы (Олег Меньшиков). Однако Артём с Юлей и друзьями без особого труда пробирается сквозь кордоны в зону отчуждения. На развалинах они встречают пилота звездолёта, который вышел прогуляться, пытаются его убить (неудачно), пришелец падает с большой высоты и теряет скафандр.
Самозваные разведчики уносят с собой трофейный скафандр, а через некоторое время Юля возвращается в зону отчуждения одна, тайком от всех, чтобы отыскать потерпевшего крушение звездолётчика (его роль исполняет Риналь Мухаметов). Разумеется, находит, вытаскивает, откачивает (в этой части фильма количество роялей в кустах зашкаливает, ну да российскому зрителю не привыкать) и влюбляется. Хотя ещё недавно сама же поднимала парней на борьбу против пришельцев («только лайкать, репостить и ретвитить умеете, а больше ни на что не способны!») и жёстко осадила учителя (Евгений Коряковский), который после катастрофической посадки звездолёта призывал не ожесточаться против незваных гостей с неба.
Между тем её бойфренд Артём со товарищи ведёт в соцсетях агитацию за окончательное решение инопланетянского вопроса. Да-да, несмотря на объявленное военное положение, социальные сети благополучно действуют, а власти равнодушно смотрят на то, что кучка молодых отморозков нагнетает страсти. То, что Юля завела роман с чужаком, не добавляет Артёму толерантности. Вчетвером они пытаются прикончить чёртова пришельца, но вместо этого случайно убивают своего — парнишку по прозвищу Рус (Никита Кукушкин).
И тут начинается трэш, угар и содомия. Дружки убитого немедленно объявляют его жертвой озверевших гуманоидов. По соцсетям разносится клич «Они начали убивать людей!» Артём произносит перед наэлектризованной толпой речь об убиенном братане, и, кажется, сам уже верит в то, что тот погиб от рук чужака. Толпа с рёвом «Это наша земля!» сметает полицейский кордон и рвётся громить звездолёт…
Здесь уже никакой фантастики — здесь чистой воды политическая пропаганда. Пропаганда толерантности по настоятельной рекомендации Департамента по противодействию экстремизму. Впрочем, тут уместнее говорить о противодействии народу, требующему правосудия. Вспомните недавние события: Кондопога, Манежка, Пугачёв, Бирюлёво, убийства Ани Бешновой, Юрия Волкова, Егора Свиридова… множество случаев, когда массовое народное возмущение вынуждало российских полицаев, не обращая внимания на грозное бурчание «уважаемых людей», находить и брать под арест злодеев. Благо те не очень-то и скрывались, уверенные, что диаспора их в обиду не даст… А в антифозном памфлете Бондарчука всё перевёрнуто с ног на голову: «тупорылые ксенофобы сдуру сами пришибли своего, а теперь сваливают вину на несчастных пришельцев! Да они просто бесятся, что девочки уходят от них к красивым подтянутым чужакам!..»
Нет, это не домыслы автора статьи, которому везде мерещится рука Кремля и происки врагов арийской расы. Михаил Врубель, один из продюсеров фильма, честно и открыто заявил на пресс-конференции, что «триггером» явились упомянутые выше массовые беспорядки, спровоцированные резонансными преступлениями. Просто, если снять остросоциальную драму на тему «национализм это плохо, уважайте начальство, любите мигрантов», то она не вызовет должного интереса у масс. (Или, напротив, вызовет совершенно не тот интерес, на который рассчитывали). А если преподнести агитацию в виде фантастической сказки, то нужные положения лягут в размягчённый мозг зрителя легко и непринуждённо.
Очень забавно наблюдать, как российские «консерваторы» проливают слёзы над Европушкой, традиционные ценности позабывшей и от злых басурман умученной — и тут же, не сделав паузу, наставляют российское население в самой отъявленной «ксенофилии» и «толерастии». «Мы разные — мы равные, не позволяйте ненависти завладеть вашим рассудком, надо стремиться понять друг друга, у нас у всех одна кровь!»
Пресловутое «кровное единство» продемонстрировано в фильме буквально: чтобы спасти травмированного гуманоида, Юля устраивает ему переливание своей крови. Благо анатомическое строение жителей Земли и пришельцев идентично, и даже группы крови у них совпадают…
Ради того чтобы аудитория прониклась любовью к незваным гостям и усвоила лево-либеральные догмы «земля для всех» и «мы сами перед ними виноваты», создатели фильма не пощадили даже священную корову современной России — силовиков.
Вспомните: все проблемы начались с того, что российский истребитель за здорово живёшь долбанул звездолёт, который не демонстрировал никаких агрессивных намерений. После чего неуправляемый кусок инопланетного металла сверзился на Чертаново. И где же были наши славные ПВО, денно и нощно стерегущие столицу от подобных сюрпризов с неба? А если бы он упал не на пролетарский район, а на Дом правительства или, страшно подумать, на Кремль?
Потом «вежливые люди» в гламурной зелёной форме из военторга окружили место падения НЛО таким надёжным кордоном, что через него не шастал только ленивый. Потом выяснилось, что мало-мальски сообразительная школьница может проникнуть на территорию режимной больницы, притащить туда подраненного гуманоида и провести ему курс интенсивной терапии, не ставя в известность больничное начальство. Потом гуманоид, которому потребовалось забрать гравицапу (а то без неё звездолёт не полетит), беспрепятственно заходит в суперсекретный институт, забирает свой девайс из лаборатории и спокойно уходит. А в финале чекисты, заодно с полицией и Росгвардией, проспали погром, который только чудом не перерос в галактическую войну. Наверное, опять ловили видеоблогеров в неправильных футболках… Непрофессионализм российских силовиков в фильме просто зашкаливает.
Посмотрев «Притяжение», задумываешься, что российская государственная машина не столь уж крепка и могущественна, как некоторым представляется. Может, именно этот месседж нам и хотели передать, а ксенофилия, антифашизм, вот это всё — так, для отвода глаз?
Читайте также: