Михаил ПУЛИН
Борис Савинков. Его имя навсегда вошло в историю русского революционного движения двадцатого века. Сын варшавского судьи и писательницы, исключённый из университета за участие в студенческих беспорядках, неоднократно подвергался арестам и ещё в молодости был сослан в Вологду по делу социал-демократической группы «Рабочее знамя».
Находясь в ссылке, молодой Савинков окончательно разочаровался в марксизме и модных тогда идеях социал-демократии, перейдя на народнические позиции, решив вернуться к традициям уничтоженной царскими спецслужбами «Народной воли». Бежав за границу из ссылки, Савинков вступил в партию социалистов-революционеров и вошел в её «Боевую организацию», где вскоре стал заместителем её главы — Азефа.
Савинков был организатором многих успешных эсеровских террористических актов, фактически был непосредственным руководителем всех «боевых действий», предпринимаемых ПСР. Об этом периоде его жизни и повествуют его «Воспоминания». В своих мемуарах автор рассказывает не только о том, как была организована практическая часть его дела, но и рисует портреты многих знаменитых социалистов-революционеров. Чернов, Азеф, Гершуни, поп Гапон, Дора Бриллиант, Сазонов — вот далеко не полный список персонажей его книги.
С толком и знанием дела описаны сцены выведения на чистую воду и последующего разоблачения провокаторов, засланных в эсеровскую организацию — Азефа и попа Гапона.
Книга читается почти как художественная литература. Автор не только подробно пишет про подготовку терактов, но и с любовью вспоминает о своих товарищах по борьбе, о жизни на нелегальном положении и многом другом. «Воспоминания» — это не просто автобиография, а часть истории эсеровской партии. Для читателей, интересующихся миром революционного подполья начала двадцатого века, книга будет интересна как яркое свидетельство очевидца.
Как известно, партия социалистов-революционеров не добилась политической власти, а сам Савинков (как, впрочем, и некоторые другие эсеры), оказался после Октябрьской революции в лагере белогвардейцев, где более чем активно боролся против Советской власти. Почему же так получилось? Ответ на эти вопросы невольно даёт на страницах своих воспоминаний сам автор: «Неожиданное выступление петербургских рабочих со священником во главе действительно давало иллюзию начавшейся революции… Я плохо верил в революционный подъем рабочих масс».
Для любой революционной партии нужны люди особого пассионарного, героического склада, и такие люди были не только у эсеров. Но одного героизма недостаточно. В период реакции народные массы молчат и послушно плывут по течению, но в периоды революционного подъёма народ способен опрокинуть царский трон.
Пока для революции были нужны герои, способные к самопожертвованию во имя индивидуального террора, эсеры были незаменимы, но после того, как на сцену истории стали выходить большие массы людей, ПСР не смогла вовремя перестроиться с террора и боевых операций на более скучную, рутинную, монотонную, но жизненно необходимую для революционной партии агитационную и организаторскую работу.
Неспособность соответствовать духу времени, меняться, нежелание и неумения работать с массами и привело, в конце концов, многих эсеров на сторону белогвардейцев. Пример Савинкова — урок и назидание будущим поколениям революционеров. Революция — это не только героизм и жертвенность, но и долгий, рутинный труд, без которого ни одна партия никогда не добивалась победы. Умение заниматься рутинной работой ради интересов партии и революции — незаменимое качество, которое формирует «политического солдата». «Многие желают войти в историю. А потом начинают судорожно искать из неё выход», — говорил автор «Воспоминаний», и для него свои собственные слова оказались пророческими.
Поспорю с автором. Как раз благодаря политической работе партия эсеров получила больше половины мандатов в Учредительном собрании , а большевики едва четверть. Если бы эсеры не играли в демократию с большевиками, не пришлось бы идти в белое движение, к Махно или к тамбовским повстанцам,насаживать на вилы продотрядовцев, поднимать антибольшевистское восстание в Москве. Урок эсеров — не играй в демократию с большевиками.