19 октября 2020

Город пагод на новом этапе истории

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

Ещё несколько лет назад написать статью об управляемом левоцентристской партией городе в Мьянме (или бывшей Бирме) было просто невозможно по той простой причине, что страной управляли военные, политические партии разной ориентации были запрещены, а на уровне муниципальных образований даже самое мало-мальски приличное самоуправление просто отсутствовало.

в Мандалае, на Мандалайской возвышенности, над рекой Ирривади, располагаются немало буддийских монастырей, например, монастырь Швиденджо

Но история, как известно, на месте не стоит и долгому периоду диктаторского правления генералитета в Мьянме пришёл конец. Не полный, конечно (высшие военные чаны сохраняют свои привилегии, армия по-прежнему весьма автономна от гражданской власти, да и на парламентском уровне «партия военных» искусственным образом сохраняет определённые преимущества), но в целом политический курс страны определяет уже правительство парламентского большинства. А в случае с Мьянмой оно формируется вокруг левоцентристской партии Национальная лига за демократию (НЛД), возглавляемой известной правозащитницей, лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи.

Постепенно НЛД берёт под свой контроль и различные города и регионы страны, в частности второй по значимости город страны, расположенный в центральной части Мьянмы (регион Верхняя Мьянма) Мандалай. В этом расположенном на берегах реки Ирривади городе проживают свыше 1,3 миллиона человек. Мандалай сравнительно не старый город, он был основан при короле Миндоне в середине XIX столетия и не так давно отметил своё 150-летие. Но до колонизации Бирмы англичанами в 1885 году этот город выполнял столичные функции.

В Мьянме парламентское большинство формируется вокруг левоцентристской партии Национальная лига за демократию (НЛД), возглавляемой известной правозащитницей, лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи.

Сегодня же Мандалай считается одним из важнейших торговых центров Мьянмы, ведущим образовательным и медицинским центром в центральной части страны. Эксперты считают, что экономические успехи Мандалая связаны, в частности, с китайским этническим фактором: дело в том, что китайцы составляют более 40% от общей численности обитателей этого города. Ну а тем, кто занимается развитием стран Юго-Восточной Азии, прекрасно известно, что именно китайские общины зачастую контролируют торговую деятельность в тех или иных странах или регионах. Данное утверждение более чем явно подходит для Мандалая. В своё время, кстати, этот же фактор играл в пользу сильного присутствия в городе и региона повстанческих групп, связанных с компартией Бирмы, которая под маоистскими лозунгами на протяжении нескольких десятилетий вела борьбу с военным режимом. В современных условиях не удивительно, что китайская община более склонна поддерживать НЛД, чем консервативно-националистические партии, что во многом и обеспечило НЛД контроль над муниципальным советом и городской администрацией Мандалая.

Следует отметить, что местные производства в Мандалае носят на первый взгляд весьма специфический характер. Так, речь идёт о спичечных предприятиях, производстве гобеленов, резке нефрита, резке по камню, деревообработке, создании из мрамора и бронзы изображений Будды, строительстве, производстве изделий серебра, пивоварении. Однако «секрет» подобной «городской экономики» весьма прост.

Аун Сан Су Чжи — лидер Национальной лиги за демократию

Дело в том, что в значительной мере хозяйство Мандалая, включая городскую экономику и торговлю, что называется, заточена под туризм. И это не случайно: расположенный в самом центре Мьянмы город, имеющий давние коммерческие связи с китайскими и индийскими партнёрами, имеет неофициальный статус «столицы культуры». Прежде всего, эта слава идёт за счёт религиозных объектов. Несмотря на достаточно «молодой» для бирманской цивилизации возраст, Мандалай может похвастаться сразу несколькими «сильными» религиозными объектами, не даром, видимо, этот город называют ещё «городом пагод». Опять же, для этого имеются веские основания.

Так, в Мандалае расположен одна из самых крупных в мире пагода Кутодау, она была построена ещё в середине XIX столетия и состоит из 729 ступ. Имеются в городе также роскошный буддистский храм Махамуни, созданный в XVIII веке., то есть ещё до начала строительства города. Также в Мандалае, на Мандалайской возвышенности, над рекой Ирривади, располагаются немало буддийских монастырей, например, монастырь Швиденджо.

При нынешней городской администрации, в которой решающую роль играют представители НЛД, удалось начать реализовывать имеющее общегородское значение проекты по сносу непригодного жилья в «кварталах лачуг», строительству общедоступных супермаркетов, закупке новых миниавтобусов для городского общественного транспорта, реконструкции и техническому оснащению медицинских клиник Мандалая.

Всё это, конечно же, привлекает и паломников-буддистов из других частей страны, и просто туристов из зарубежных государств. Благодаря подобной ситуации бюджет Мандалая стал заметно расти, особенно по сравнению с периодом правления хунты, когда в принципе туризм в Мьянме не особенно практиковался. Соответственно, уже при нынешней городской администрации, в которой решающую роль играют представители НЛД, удалось начать реализовывать имеющее общегородское значение проекты по сносу непригодного жилья в «кварталах лачуг», строительству общедоступных супермаркетов, закупке новых миниавтобусов для городского общественного транспорта, реконструкции и техническому оснащению медицинских клиник Мандалая. Вместе с этим центральная власть немало делает для совершенствования инфраструктуры международного аэропорта Мандалая и центральной городской железнодорожной станции. Мандалай, на самом деле, находится сейчас в поисках нового этапа своей пока ещё не такой длинной истории.

Репутация Мандалая как оплота демократического движения связана ещё и с его «университетским» статусом. Дело в том, что в городе действуют 15 высших учебных заведений, в Мандалайском университете открыты 26 программ для бакалавров, магистрантов и докторантов (в особенности по гуманитарным наукам), существуют также Университет Сасаны, специальные медицинские, технологические и коммерческие вузы. Хорошо известно, что в конце ХХ века именно студенчество было в Мьянме движущей силой борьбы против военного авторитаризма. Сегодня же молодёжь Мандалая — это реальная политическая база НЛД…