Sensus Novus

Судя по всему, президент Медведев не хочет уходить со своего высокого поста, запомнившись соотечественникам лишь тем, что «приказал не переводить часовую стрелку» по осени. Нет, он решил уйти, «хлопнув дверью», и всё-таки остаться в памяти как политик, добившийся определённой политической модернизации и либерализации. Об этом, по крайней мере, свидетельствует политический раздел его ежегодного Послания Федеральному собранию, оглашённого 22 декабря. Я бы оставил за скобками изъезженные мысли о борьбе с коррупцией, «успехах» в экономике и наукограде Сколково. Но проигнорировать то, что имеет отношение к политической реформе, было бы явной ошибкой. И вот в связи с этим хотелось бы выделить, по крайней мере, четыре аспекта.

Во-первых, все политические новации, услышанные из уст президента, были бы просто невозможны без выступления широких слоёв общественности против фальсификаций результатов думских выборов. Было бы всё по-другому – власть бы пальцем о палец не ударила. По существу, можно сказать, что демократически настроенная общественность вырвала анонсированные изменения своими протестами, митингами, пикетами.

Во-вторых, власть, без сомнений, отступает. Если раньше, в течение всего периода 2000-х годов, во внутриполитическом плане шло «закручивание гаек» (оформление системы «партии-государства» и её монополии на всех без исключения уровнях политической жизни, отказ от избрания населением глав регионов, превращение в посмешище Совета федерации, удлинение мандатов президента и депутатов Государственной думы, последовательное сокращение числа политических партий и т. д.) – то услышанное нами в президентском послании, по большинству пунктов, является движением в сторону прогресса. Я имею в виду, в частности, предложения по резкому упрощению порядка регистрации политических партий (сейчас для этого требуется 50 000 подписей, в будущем обещают полтысячи), расширение представительства политических партий в избирательных комиссиях разного уровня, переход к выборам руководителей субъектов прямым голосованием, отмену необходимости для политических партий собирать подписи для участия в выборах в Государственную думу и, наконец, сокращение количества подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента, с нынешних двух миллионов до 100-300 тысяч.

Все политические новации, услышанные из уст президента, были бы просто невозможны без выступления широких слоёв общественности против фальсификаций результатов думских выборов. Было бы всё по-другому – власть бы пальцем о палец не ударила

Другой вопрос, и это тоже нужно держать в уме, что все эти благие пожелания, пусть даже Федеральное Собрание даст им «путёвку в жизнь» сверхоперативно, смогли бы оказать свою позитивную роль на общественно-политическую жизнь никак не ранее следующего электорального цикла, то есть лишь в 2016-2018 годах.

Но на два позитивных тезиса найдутся и два пессимистических.

В-третьих, ни одно из предложений Д. Медведева, как и более ранних инициатив Владимира Путина (о возможности прямого избрания членов Совета Федерации, например), ни в коем случае не ставит под сомнение всю политическую конструкцию России, гнилую и антидемократическую. Ничего не сказано о решительных (да хоть каких-то) изменениях в треугольнике президент – правительство – Федеральное собрание, нет никаких идей по модификации отношений властей в пользу парламентаризма. Иными словами, при сохранении «Ельцинской Конституции» надеяться на подлинно демократические перемены не стоит.

И, наконец, в-четвёртых, последний посыл. Услышав в речи президента мысль о предстоящем (уж будьте уверены – Дума и Совфед поддержат!) возвращении к смешанному порядку формирования нижней палаты парламента, я схватился за голову. Представьте себе, сколько было бы в нынешней Думе единороссов, если бы такая схема действовала 4 декабря! Они ведь официально первенствовали во всех без исключения регионах. А значит, не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что посланцев от «ЕР» при таком «гуманном» подходе было бы этак три четверти от всего депутатского корпуса. И почему бы в такой ситуации не разрешить микроскопические партии и не дать им право выдвигать своих кандидатов на выборах в мажоритарных округах?

Так что, друзья, да убоимся данайцев, дары приносящих! На самом деле, всё так же, как и раньше: абсолютно понятно, чьи интересы выражает и кому служит нынешняя власть. Ни крупному капиталу, тесно связанному с режимом, ни огромной армии чиновничества подлинная политическая реформа не нужна. Но в то же время власть вынуждена идти навстречу обществу. И этот фактор мы тоже должны иметь в виду.

1 комментарий

+ 1!
Кроме того, микроскопические партии вполне могут выдвигать свои кандидатуры и в пропорциональных округах: 7 % барьер не предлагалось снизить.

Добавить комментарий