17 октября 2011

Алексей ЯРЭМА. Тотальная профанация

«Волшебный бал», организованный в Летнем дворце Петергофа российским представительством одной японской корпорации, на котором я оказался как журналист, навёл меня на невесёлые мысли. Генеральная цель мероприятия особо и не микшировалась – продвижение на петербургском рынке бытовой техники фирмы, более известной своей аудиовидеоаппаратурой.

Турист, направляющийся в Петергоф из северной столицы, вне сомнения, обратит внимание на старинное барочное здание по левой стороне Петербургского шоссе, между Михайловкой и Знаменкой. Это и есть Летний дворец, построенный по проекту известнейшего архитектора Антонио Ринальди. Его относительно скромный внешний вид контрастирует с роскошными интерьерами, в отделке которых использован мрамор, формованный гипс, бронзовое литьё, венецианская штукатурка. Барочные люстры и скульптуры Марса, Венеры и Фортуны являются «изюминками» дворцового интерьера.

Парадный вход Розового зала украшен лепной группой путти (маленьких крылатых мальчиков из собрания слепков Музея Виктории и Альберта, Лондон). Весь декор потолков соотносится со стилистикой лепного декора Мраморного дворца в Петербурге и Гатчинского дворца и украшен искусной репродукцией плафона Китайского дворца «Торжество Венеры» кисти итальянского художника Феличе Торелли. В интерьере здания использованы оригинальные вазы из «Катальной горки» в Ораниенбауме, бра из Орловского зала Гатчинского дворца. Осматривая всё это великолепие, в голове уже начинают роиться фантазии на тему проходивших здесь придворных балов с пиршествами и танцами, сподвижниками первого императора, дамами в кринолинах и тому подобным.

Летний дворец в Петергофе - новодел, построенный 2 года назад по чертежам Антонио Ринальди

Но стоп, это мистификация! Здание построено всего два года назад, в 2009. Миражи петровских балов растворяются в пространстве, тают в сознании придворные, исчезают никогда не бывавшие здесь фаворитки царя-реформатора. Ничего этого никогда не происходило. Проект Ринальди в XVIII веке остался лишь на бумаге, и был реализован спустя почти 300 лет для современных коммерческих целей…

Летний дворец – всего лишь новодел. Можно спорить на тему того, стоило ли сейчас, в XXI веке, давать новую жизнь старому проекту. Даже согласимся, что да, стоило – как-никак ещё одной достопримечательностью стало под Петергофом больше, замысел Ринальди обрёл «плоть и кровь», да и строительные работы выполнены, судя по всему, на высоком профессиональном уровне. И тем не менее, привкус подделки всё же остаётся.

Внутреннее убранство Летнего дворца в "древнеримском стиле" - фальшивка

Такой же подделкой, только уже гораздо более пошлой и уныло-потребительской, смотрятся и те «светские рауты», которые ныне организует во дворце администрация ресторана, здесь расположенного. Новой «элите» путинской эпохи, этой ожиревшей прослойке в нищей стране — неймётся ощутить себя аристократами, фаворитами императора, вкусить чего-то такого, до чего ни менталитет, ни культурный уровень в реале дотянуться, увы, не позволяют. Получается обывательская пошлость. Это — одно из проявлений того самого «восстания масс», о котором писал великий испанец Ортега-и-Гассет…

Программа вечера «Волшебного бала» с сеансом «Кулинарной магии» от именитого кондитера и шеф-повара Александра Селезнёва, по замыслу организаторов, должны были помочь гостям «ощутить себя в атмосфере изысканной древнеримской роскоши» интерьеров Летнего дворца, в который интегрировались и технические новинки второго десятилетия XXI века.

Новая "элита", устраивая балы в аристократическом стиле, фактически занимается реконструкторством

Презентация чудо-техники перемежалась то мастер-классом икэбаны, то джазовой феерией в исполнении ансамбля Vision Of Sound, то ультрасовременными, «космическими», танцевальными этюдами «Театра Мюзик Холл», которые можно, пожалуй, даже признать талантливыми. В результате же получился невообразимый микс, где в одно блюдо были всыпаны совершенно несовместимые и взаимоисключающие ингредиенты. Но пипл, как говорится, схавал. Надо отдать должное организаторам — мероприятие прошло успешно.

Судя по состоянию изрядно «тёпленькой» публики, которую в полночь доставил в Петербург фирменный автобус, представители очень «среднего» класса были вполне довольны миражом «великосветского раута» в интерьере «петровского барокко». Пипл, как говорится, схавал. Все довольны. А вот у меня осталось неистребимое послевкусие тотальной профанации, подделки, муляжа. Всего в целом – от самого дворца до «Волшебного бала» в нём.

 

2 комментария на «“Алексей ЯРЭМА. Тотальная профанация”»

  1. Родион:

    Был я на этом «Балу». Было весело. Много жратвы и бухла.

  2. Денис:

    К тому же они ужасные жмоты, или управленцы страшно подворовывают. Год назад обращались, хотели купить фотографии для оформления интерьера своего отельчика, но с порога заявили, что «не располагают большим бюджетом». Посмотрел расценки в их ресторане и понял, что мне гонорара на их условиях не хватит и на салат в их славном заведении.

Добавить комментарий