По данным МВД Франции, в шести регионах страны на региональных выборах победил Национальный фронт.
В Нор-Па-де-Кале — Пикардии, где список крайне правых возглавила сама Марин Лё Пен, Нацфронт набрал 40,64% голосов. На втором месте традиционные правые, «республиканцы», во главе с Ксавье Бертраном с примерно 25% голосов. За социалистов проголосовали чуть более 18% избирателей.
В регионе Прованс — Альпы — Лазурный берег, где первый номер в списке Нацфронта — 26-летняя Марион Марешаль-Ле Пен, крайне правая партия набрала 40,55% голосов. «Республиканцы» и социалисты далеко позади.
В регионе Эльзас — Шампань — Арденны — Лотарингия Нацфронт во главе с «правой рукой» Марин Ле Пен Флорианом Филиппо победил с результатом в 36,06% голосов.
Кроме того, Нацфронт одержал победу также в регионах Южные Пиренеи — Лангедок — Руссильон с результатом в 31,8%, Бургундия — Франш-Конте (31,5%), Центр — Долина Луары (30,5%). В целом по стране Нацфронт набрал около 30% голосов.
Социалисты одержали победу только в трёх регионах. В Бретани, где их список возглавил министр обороны Жан-Ив Ле Дриан, партия победила с большим отрывом, набрав почти 35% голосов. Социалисты первые и в Аквитании — Лимузене — Пуату-Шаранте, а также на Корсике.
За правыми «республиканцами», возглавляемыми Николя Саркози, и их союзниками — четыре региона: Иль-де-Франс, Нормандия, Земли Луары и Овернь — Рона — Альпы.
Электорат Нацфронта в разных регионах не однородный. Если на юге основными избирателями партии семьи Ле Пен принято считать фермеров и сельских жителей, склонных к ксенофобии и разделяющих традиционалистские католические ценности, то на севере Франции, где преобладает городское население, основную массу сторонников Нацфронт находит среди рабочего класса, многие представители которого сильно пострадали от деиндустриализации региона. Расхожая мысль о том, что рабочие — это традиционный электорат левых партий, является большим заблуждением, уверен политолог Жоэль Гомбен.
«Нужно отказаться от этой идеи, что рабочие по определению — люди левых взглядов, — сказал Жоель Гомбен в интервью RFI. — Никогда такого не было. И тем более это не соответствует северу Франции, где всегда был сильный правый электорат и до тех пор, пока Национального фронта не существовало. Но как только появился Нацфронт в 1980-е годы, то этот электорат очень быстро перешёл к крайне правым. Когда какой-то завод закрывается, то говорят, что электорат Нацфронта пополнился, это всё же далеко от истины.
У Нацфронта уже есть свой сложившийся электорат, который голосует, даже если знает, что они не пройдут во власть. Но они также знают, что каждый раз, когда Нацфронт получает значительный результат, другие партии перенимают его повестку и начинают говорить о миграции, о безопасности, и т. д. На самом деле — это голосование с двойным эффектом. Не только ради немедленного электорального результата, но ради отдалённого результата, который проявится потом в изменении политической повестки в целом».
Закрытие многих промышленных предприятий оставило большое число рабочих Нор-Па-де-Кале без стабильного заработка. Тем не менее, процент рабочих от общего числа трудящихся составляет на севере 28,4%, что на пять процентов выше доли рабочих в среднем по стране. Но и доля безработных в Нор-Па-де-Кале — Пикардии также заметно выше средней безработицы во Франции. В 2014 году уровень безработных на севере достиг 12,6% против 9% в среднем по стране.
Следует отметить, что мэрию столицы Нор-Па-де-Кале — города Лилля — с 2001 года возглавляет социалистка Мартин Обри, которая с 2008 по 2012 год была лидером Соцпартии. На последних муниципальных выборах она потеряла около 15% голосов по сравнению с предыдущими. Если в 2008-м за Обри и её Лево-центристский блок проголосовали 66,56% избирателей, то в 2014-м Обри и её Левый блок собрали — 52,05% голосов.
Напомним, что Мартин Обри, дочь известного деятеля Соцпартии Жака Делора, была министром труда в правительствах Эдит Крессон и Пьера Береговуа в мае 1991 — марте 1993, министром социальных дел в правительстве Лионеля Жоспена в июне 1997 — октябре 2000. Обри во Франции весьма знаменита как автор закона о снижении 39-часовой рабочей недели до 35-часовой.
Успех французских националистов эксперты связывают с разочарованием электората в традиционных правых и левых партиях, которым так и не удалось побороть безработицу и преодолеть кризис в экономике. К этим проблемам в последний год добавились ещё два болезненных вопроса, на которых крайне правые традиционно зарабатывают голоса — миграция и безопасность.
С мнением экспертов согласны и рядовые избиратели. «Да, их рейтинг растёт сам собой. Они ничего не делают. Другие встревожены, а они нет. Тема безопасности, события, которые произошли в Париже. Мы ошибочно приравниваем всех мусульманам к террористам. Поэтому, даже не выступая с речами, они набирают вес из-за страха в обществе», — сказал RFI житель Лилля, водитель городского автобуса Фабрис.
В свою очередь глава Нацфронта Марин Лё Пен в понедельник, 7 декабря, в эфире радиостанции RMC заявила, что намерена «прекратить все международное сотрудничество» региона Нор-Па-де-Кале — Пикардия, который она намеревается возглавить. «Я думаю, что это вовсе не роль региона — платить за противомоскитные сетки для заключенных в Сенегале в рамках борьбы против малярии», — заявила она. «В нашем регионе (Нор-Па-де-Кале — Пикардия) при этом свирепствуют тяжёлые болезни и рак, а детей с аутизмом мы вынуждены отправлять в Бельгию, потому что у нас нет структур для их приема. Каждый потраченный евро должен идти на пользу региона и его жителей», — добавила Лё Пен.
3 комментария