Внимание!
27 октября
Лекция: «Мистическая справедливость Шарля Пеги» (в рамках проекта «Мастерская антибуржуазной мысли»)
Читает: кандидат исторических наук, публицист Дмитрий Жвания
Книжный магазин «МЫ», Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 20, 3 этаж
Начало в 19 часов. Вход свободный
О чём бы ни говорил Шарль Пеги, всё сводится к противопоставлению: политика и мистика. Знаменитая формула Пеги: «Всё начинается в мистике и заканчивается в политике. Всё начинается с мистики и всё заканчивается политикой».
Шарль Пеги родился в Орлеане 7 января 1873 года; он сын и внук крестьян, виноградарей. Ему доставляло удовольствие описывать своих пращуров — «мужчины, почерневшие, как лозы; цепкие, как виноградные усики; тонкие, как молодые побеги» и «женщины с вальками, катящие пухлые свёртки белья в тачках, женщины, стиравшие бельё на реке». «Пеги был представителем французского народа, с его достоинствами и недостатками, с трудолюбием, свойственным французскому рабочему, а также с недоверчивостью французского народа и его беспокойной заботой о равенстве», — писал Андрэ Моруа.
Пеги начинал как социалист, восхищался Жаном Жоресом, защищал Альфреда Дрейфуса — офицера французской армии, еврея по национальности, ложно обвинённого в предательстве. Однако его взгляд на социализм отличался от марксистского шаблона. Для него социализм — это некое этическое братство, замешанное на мистическом помании идеи справедливости.
После, не изменяя своим этическим принципам, он отошёл от социализма, а Жореса стал воспринимать как обычного политикана, озабоченного лишь тем, чтобы его социалистическая партия получила побольше мест в парламенте. Пеги же был сторонником радикального разрыва с современным миром наживы и пошлости.
«Взять свой билет в начале пути, в какой-то партии, и ни разу не задуматься, куда идёт поезд и, упаси Бог, по каким рельсам, это означает стать преступником», — утверждал Пеги.
Отойдя от социализма, Пеги искал ответы на волнующие его вопросы в католической религии, не принимая при этом клерикализм. Его вдохновлял миф о Жанне д’Арк. Его работа «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» была выдвинута на соискание Большой литературной премии Французской Академии.
Ещё за несколько лет до Великой войны Пеги пришёл к мысли, что большая война взбодрит Францию, очистит её от буржуазной и декадентской пошлости, вселит во французов дух героизма. В былом кумире, пацифисте Жоресе, Пеги стал видеть врага. «Первое, что мы сделаем, как только объявят войну, — расстреляем Жореса», — заявил он ещё в 1911 году.
Когда началась Первая мировая война, Пеги пошёл добровольцем на фронт, чтобы погибнуть смертью храбрых 5 сентября 1914 в при Вильруа, накануне битвы на Марне. Поднявшись с земли, он кричал лежавшим солдатам: «Стреляйте! Стреляйте же, ради бога!». Пуля попала Пеги прямо в лоб.