Подведены окончательные результаты выборов в Кнессет Израиля, прошедших 22 января. Блок действующего премьера Биньямина Нетаньяху (Натаниягу), сформированный на основе партий «Ликуд» и «Наш дом Израиль», получает 31 мандат из 120-ти. На втором месте с 20-ю мандатами неожиданно финиширует светская партия среднего класса «Еш Атид», на третьем с 17-ю местами — старейшая в Израиле партия — левая «Авода», сообщает «РИА Новости».
Итоги выборов комментирует наш обозреватель и аналитик Михаэль ДОРФМАН.
«Израиль сказал чётко и уверено, чего он хочет: Израиль ничего не хочет, лишь бы оставили его в покое», — написал израильский публицист, когда стали известны результаты парламентских выборов 2013 года в Израиле. С этим, вероятно, согласятся левые и правые, консерваторы и либералы. Если назвать автора цитаты, то большинство израильтян отшатнётся от мониторов. Это Гидеон Леви, хорошо известный своим умением заглянуть в простенькое, но сильно запутанное израильское коллективное психо, да ещё хорошо сформулировать, что он там видит. Мало кто любит такое.
Гидеон Леви, с одной стороны, упрекает публику в пофигизме, в настойчивом стремлении убежать от насущных проблем и жить так, словно длительная оккупация Палестины не разъедает тела израильского общества, и зарыть голову в песок и не видеть, как американизированный неолиберализм пожирает всё доброе и хорошее, что есть в Израиле – с другой.
«Мы теряем ещё четыре года, и мы пристрастились к отчаянию и пассивности — сказал после выборов писатель Давид Гроссман. — Мы не готовы даже к просчитанному риску, чтобы сделать то, что мы должны делать». Повсеместно царит иллюзия, что можно вечно продолжать оккупацию и фактический апартеид в Палестине. Очевидно, что большинство в Израиле верит в чудеса, будто арабы магическим образом куда-то денутся. Здесь любят цитировать первого главу правительства Еврейского государства Давида Бен-Гуриона, мол, быть реалистом в Израиле – это верить в чудеса. Отсюда и пофигизм, и желание отложить насущные проблемы «на потом». Глядишь, что-нибудь получится, а то и мессия явится. И речь не идёт о зелотствующих и мессианствующих иудейских экстремистах, а людях, во всём другом вполне рациональных.
Гидеон Леви видит пофигизм в огромном успехе совсем новенькой, с иголочки, партии «Еш Атид» («Есть будущее») во главе с известным телевизионным ведущим Яиром Лапидом. Партия эта позиционирует себя в центре. Она предложила красивую программу, где каждый может найти что-то для себя. Их политтехнологи озвучили все правильные вещи, которые выяснили в фокусных группах. Партия продолжает традицию политтехнологических проектов-однодневок, эксплуатирующих хроническое недовольство израильтян своей политической элитой. Такие проекты неизменно возглавляют отставные военные или медиа-знаменитости.
В прошлые каденции Кнессета возглавил подобный проект «Шинуй» («Изменение») отец Яира Лапида (тоже известный телеведущий). Под центристкими и антиклерикальными лозунгами они набрали большое число голосов, их представители получили важные министерские посты, но не сумели превратить электоральный успех в конкретные дела по выполнению своих обещаний. «Шинуй» быстро растерял своих избирателей. Сын за отца не отвечает, да и дело не в конкретных людях. В разобщённом по многим осям Израиле, очевидно, есть много центристов, но очень мало места для центризма.
«Эти выборы были отмечены “белизной”. Это была и моя критика руководства протеста бульвара Ротшильда летом 2011 года, — написал в ночь после выборов политолог Лев Гринберг. — Преобладание “белых”, отсутствие представительства от периферии и желание сохранить власть среднего класса, то есть светских ашкеназим. Их представители вошли в Кнессет. Однако другие — нет. Я не верю, что “другие” спокойно уйдут домой. Насколько мне известно, они ещё вернутся на улицы, и в какой-то момент переведут всё на язык политического протеста. Там будет более широкий выбор». Гринберг считает результаты выборов следствием ошеломляющего успеха, но и неудачи палаточного протеста в Израиле (который он связывает не столько с протестами индигнантов в Европе, сколько с Арабской весной). Протест, по сути, захлебнулся из-за того, что был лишь протестом «белых» израильтян и не сумел затронуть широких слоёв на периферии общества – русских иммигрантов — русим, арабских евреев — мизрахим, ультрарелигиозных — харедим, израильских арабов, эфиопов и палестинцев с оккупированных территорий.
Палаточный протест не добился у власти существенных уступок в сторону социальной справедливости, что вовсе не означает конца борьбы. Далеко не каждый протест заканчивается революцией. Однако сегодняшние протесты – это и есть политическая повестка завтрашнего дня.
Ещё молодым иммигрантом из Аргентины Лев Гринберг начинал в израильских «Чёрных пантерах», а затем посвятил свою жизнь изучению протеста на периферийных группах израильского общества – мизрахим и русим. Результаты выборов подтверждают и его оценку причин того, почему закончилась «русская революция» в Израиле? Мой материал с таким названием о его книге «Воображаемый мир, дискурс войны» в своё время наделал много шуму в среде русскоязычных.
Авторство фразы «русская революция закончилась», принадлежит израильской журналистке Лили Галили. Она написала статью с таким названием ещё после выборов 2002 года. Однако лишь сейчас, в 2013-м, окончательно пропала иллюзия, что русскоязычные имеют какое-то политическое представительство в Израиле и тем более, что их голос хоть как-то учитывают при принятии решений. На самом деле, не только среди русскоязычных царит иллюзия, что количество «своих» как-то определяет их статус в обществе. Арабы подсчитывают процент арабов, религиозные – депутатов в ермолках, феминистки – женщин, ЛГБТ – своих.
Из 12-ти депутатов от «русской» партии «Наш дом – Израиль» лишь четверо понимают по-русски. Там остался русский акцент её лидера Авигдора Либермана – сильного человека израильской политики. Сильного потому, что делал только то, что служило расширению и укреплению его личной власти, авторитета и влияния. После 15-летнего полицейского расследования, Либерман, очевидно, сядет на скамью подсудимых. Для сохранения власти он решительно «слил» не только отслуживших русскоязычных помощников, но и ненужную ему больше русскость.
Неожиданно для всех, Либерман убрал со сцены только наговорившую много расистских и гомофобских глупостей депутата (и тоже бывшую телеведущую) Анастасию Михаэли, которую прежде защищал. Убрал и своего ближайшего помощника, министра туризма Стаса Мисежникова. Общее мнение таково, что Мисежникова убрали за то, что за многочисленными кутежами в кабаках он стал пропускать важные встречи, но дело не в этом. В израильской политике принято «кидать» старых соратников, когда лидер переходит на новый этап карьеры.
Либерман в прошлом возглавлял канцелярию Биньямина Нетаньяху. Затем подал в отставку и создал свою партию. Зимой 1999-го, когда НДИ только создавалась, я встретил Либермана на какой-то свадьбе. На мой вопрос, зачем ему нужна партия, он коротко ответил, что в «Ликуде» он не может рассчитывать на пост министра. Теперь, если прокуратура не сумеет доказать его вину, Либерман может рассчитывать на любой пост, а некоторые уже видят его главой правительства Израиля. Теперь пошёл единым списком с «Ликудом» – партией нынешнего (и вероятно будущего) главы правительства Израиля Биньямина Нетаньяху. «Ликуд» потерял голоса, однако теперь Нетаньяху во всём зависит от голосов людей Либермана.
Объединённый список «Ликуд»-НДИ потерял голоса русскоязычного электората, недовольного неолиберальной экономической политикой правительства Нетаньяху — Либермана. От них отвернулись и многие правые, купившиеся на риторику правого политика, и в прошлом тоже начальника канцелярии Нетаньяху Нафтали Бенета. Бенет и его партия «Еврейский дом» отрицают всякую возможность решения израильско-палестинского конфликта по принципу «два государства для двух народов». Хотя не исключена возможность, что и центристский «Есть будущее» и правый «Еврейский дом» — всего лишь политтехнологические проекты, призванные обеспечить власть Нетаньяху. Ему легче иметь дело с дисциплинированными внешними фракциями, чем с коррумпированным и трудно контролируемым ЦК своей партии, где продают и покупают голоса и делают другие неприглядные вещи.
Палаточный протест в 2011 года стал первым в истории Израиля пост-оккупационным движением. Активисты движения за социальную справедливость не желали считаться с тем, что оккупация Палестины активно используется для отвлечения внимания от массовой приватизации общественного достояния в руки приближенных к власти элит. Однако избиратель не поддержал партии, которые активно пытались построить свою агитацию на пост-оккупационной повестке. Потеряла мандаты право-лейбористская партия «Авода», хотя её возглавила динамичная и прогрессивная команда. Провалились попытки политтехнологов «Аводы» завоевать избирателя тем, что решения палестинской проблемы якобы не существует.
Не прошла электорального барьера и удивительно творческая и динамичная арабско-еврейская партия «Да’ам», которая тоже строила свою работу на пост-оккупационной основе. Об этой партии стоит поговорить отдельно, и её история вряд ли закончится вместе с выборами, что часто бывает в израильской политике. Активист «Да’ам» Виталий Заунтер сказал: «Низкий поклон ещё раз “Да’ам” именно за их гражданскую позицию. “Да, Накба. Ужас, да. Но всё, проехали, у нас тут каждый день Накба”. Меня они купили этим пунктом, ну то есть полностью. Поменяйте Накба на Катастрофа — ни один израильский политик да ни в жисть не выговорит, язык скорее откусит. Причём не только парламентский политик, что просто-таки поразительно…»
Накба – это национальная катастрофа палестинского народа, в одночасье лишившегося своей страны. Это как раз та пост-оккупационная повестка дня будущего Израиля: можно ли совместить еврейское и демократическое, как жить между собой, причём не только евреям и арабам, но пёстрым еврейским группам, составляющим сегодня израильскую нацию.
Много сейчас комментариев по поводу достижений левых сил. Однако в Израиле никогда не было настоящей социалистической левой, а модные в 1920-1960 годах социалистические идеи и лозунги здесь всегда служили для сионистских национальных целей. Лишь недавно израильская левая постепенно стала приобретать классовый и социальный характер. А по большей части, левизна-правизна определяются по отношению к израильскому колонизационному проекту в оккупированной Палестине. Те, что против – левые, те, что за – правые. До последнего времени, все приветствовали свободный рынок. Ещё более условна левизна арабских партий. Из-за дискриминации в Израиле арабов не принимают и не продвигают повсюду в государственном и государственно-олигархическом секторах. Израильских арабов можно встретить в либеральных отраслях, например, в масс-медия и университетах. Но в частном бизнесе у арабов больше шансов.
Так что даже в бывшей просоветской компартии «Хадаш» (Демократический фронт за мир и равенство), чуть не завоевавшей муниципальную власть в Тель-Авиве, левизна в основном сводится к культурному либерализму и отрицательному отношению к оккупации Палестины. Несионистские арабские и арабско-еврейские партии в Кнессете более или менее сохранили свои 10% мест. Очевидно, что они и дальше будут пребывать в положении парий. Арабские партии в Израиле традиционно не берут в правительственные коалиции, хотя какие-то вещи им удаётся получать в обмен на свою поддержку.
Самая левая сионистская партия «Мерец» удвоила число мандатов. Теперь у них шесть депутатов. Лишь в последнее время, с приходом молодого поколения лидеров, там начали осознавать важность борьбы за социальную справедливость. Вики Идзинская, выдвинувшаяся во время палаточного протеста, объяснила свою поддержку «Мерец»:
«Половина моей семьи — бесправные внештатные работники, от посредника. Вот-вот они должны выйти на пенсию после 20-ти лет тяжёлой работы здесь и ещё 20-ти лет в Советском Союзе. Они будут на грани бедности. «Мерец» находится на первом месте в борьбе за снижение использования работников через посредников.
Многие мои друзья чувствуют унижение. Им не дают вступить в брак в Израиле только потому, что их отец еврей, а мать – нееврейка. «Мерец» – единственная партия, которая добивается установления гражданских браков, так как верит в это… Если мы не будем добиваться мирного договора по принципу «две страны для двух народов», то получим здесь государство апартеида или многонациональное государство. Как репатриантка, я не могу отказаться от Закона о возвращении и от государства Израиль как еврейского государства. «Мерец» является единственной партией, которая постоянно поддерживает и продвигает идею двух государств для двух народов. И я хочу здесь экономику с человеческим лицом, гражданские браки, укрепление прав меньшинств, и чтобы здесь было еврейское государство и через тридцать лет».
У нас дома учили, что быть евреем – это прежде всего быть а-мэнч, человеком. Однако сегодня еврейское всё больше отдаётся в руки религиозного истеблишмента, становится в Израиле синонимом религиозного мракобесия, используется всевозможными расистами, экстремистами и фундаменталистами. Правый деятель Моше Фейглин даже объявил кампанию «еврей (т. е. правые) против израильтян». Многие левые готовы отказаться от еврейства в пользу «государства для всех граждан». Хотя Израиль вовсе не исключение среди своих соседей – арабских и исламских республик, где религия тоже не отделена от государства, а гегемония национализма закреплена в конституции.
Так получается, что для развлечения публики политические обозреватели и политтехнологи придумывают хитроумные и замечательные сценарии. Однако в реальной политике неизменно случается самое банальное. Искусство политического прогнозирования заключается в том, чтобы понять какой из вариантов — самый банальный. Проигравшие партии увольняют своих американских политтехнологов. Электорат игнорировал больные вопросы социальной несправедливости, олигархия и дальше будет рулить израильской политикой под прикрытием фальшивой право-левой парадигмы. До следующих выборов. Ведь электорат – тоже народ, только единоразовый.
Материалы автора по теме:
Гражданская война между Израилем и Иудеей
Арабская весна переходит в израильское лето
Запомните это слово — индигнаты
Господа социалисты(коммун-фашисты)!Не фиг ерничать на пустом месте.Отчего такая навязчивая озабоченность у всех вас судьбой » несчастных, якобы оккупированных, палестинцев»?
Разве вам неведомы цели и задачи опекаемых вами бандитов из ООП и Хамаса? Можно кое-что напомнить, если у вас есть склонность к забывчивости.Хамас, дружно поддерживаемый своим населением в Газе,открыто на весь мир провозгласил, что Израилю нет места на территории Палестины.Его коллега , лидер ООП, трусливый и жалкий демагог,опасаясь расправы от Хамаса, подпевает ему и готов активизировать террористическую деятельность.
Так с кем вы,господа либералы призываете примиряться?
Ваша пропаганда наносит огромный вред безопасности еврейского государства и дает основания признать вас союзниками врагов Израиля.
Дорфман пишет: «У нас дома учили, что быть евреем – это прежде всего быть а-мэнч, человеком». Вынужден констатировать — домашний урок оказался, к сожалению, не впрок. И в этом деле не поможешь, просто изменив, по совету А. Этермана, предварительные результаты голосования, на окончательные. Главное, чего не исправишь, поскольку идёт прямо от Дорфмана, так это практически непрестанное враньё про «оккупацию», «апартеид», «засилье ортодоксов» и т.п.в применение к Израилю. Примером может служить почти каждый абзац. Писать эту чепуху может либо совсем некомпетентный
(так подучись!), либо хорошо «заинтересованный» человек. Блуждающая по миру «не звезда» Дорфман мог бы понять, что к чему, если б захотел. Но борцу против беспорядков, последовательно, по мере продвижения во времени и пространстве, в СССР, Израиле и США правда нужна меньше всего. Ещё год назад, вместе с уличной шпаной он «оккупировал» Уолл — Стрит. Не вышло. До того поджигал, сколько мог, недовольных и угнетённых в Израиле. Протест — дело полезное, он не даёт обществу загнить. Но протест, сопровождаемый оголтелым враньём, основанный на вранье — может быть полезен лишь самому «сочинителю», давно лишившемуся совести, чести и стыда.
Амусья, вы как мантру повторяете «вранье, вранье, вранье» говоря о Дорфмане. А в чем конкретно заключается его вранье?