Цикл статей «Города розовые — города красные»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Месяц назад в Австрии состоялись федеральные парламентские выборы, на которых вновь первое место заняли социал-демократы. Но если в целом по стране социал-демократы получили всего около 27% голосов и ненамного опередили правоцентристскую Народную партию, то в столице республики Вене Социал-демократическая партия Австрии (СДПА) одержала полную победу. Это не случайно: вот уже многие годы Вена считается знаковым бастионом СДПА.
На последних региональных выборах (Вена имеет статус федеральной земли) в 2010 году СДПА получила в столице Австрии 44,3% голосов, а левые силы в целом — свыше 58%. В коалиции с экологистами социал-демократы располагают в венском муниципалитете комфортным большинством: 60 из ста мандатов. С 1994 года, то есть уже на протяжении почти двух десятилетий, мэром города является член Правления СДПА Михаель Хёпл. С 2010 года он возглавляет левое земельное правительство, включающее в свой состав социал-демократов и зелёных.
Вена традиционно считается главным бастионом австрийского рабочего и социалистического движения. Ещё до Первой мировой войны здесь была одна из самых мощных социалистических организаций в империи, а после образования Австрийской республики Вена превращается в своего рода город-символ для международного социал-демократического движения, в «Красную Вену» (вспомним, предприятия с таким названием существовали даже в Советском Союзе).
В период между двумя мировыми войнами «социал-демократический» муниципалитет очень много сделал для развития образования, жилищного строительства, кооперативного движения, от чего выиграли австрийские рабочие. Им было что защищать во время боёв с нацистами на венских улицах в 1934-м.
После Второй мировой социалисты вскоре восстановили свои позиции в столице страны и с тех пор очень редко упускали управление политическим, экономическим и культурным центром Австрии из своих рук. Вена по-прежнему может считаться моделью «социалистического управления»; и моделью очень хорошей. Город, насчитывающий свыше 1,7 млн населения (а венская агломерация это и вовсе — 2,4 млн человек, что превышает 20% населения государства; это седьмой подобный показатель для Европейского Союза), в международных рейтингах комфортности городов для проживания занимает первое место в Европе. Специалисты подчёркивают, что в плане развития инноваций, городской инфраструктуры, культуры, рынков, общественного планирования Вена занимает одно из первых мест на планете. С 2001 года венский центр признан частью всемирного достояния городов ЮНЕСКО.
Даже если в социологическом плане население Вены за прошедший век серьёзно изменилось и рабочий класс уже не преобладает здесь численно, всё равно из десятилетия в десятилетие венцы отдают предпочтение именно левым силам. Это, конечно же, нельзя объяснить лишь данью семейным традициям. Дело прежде всего в том, что именно при социал-демократах Вена стала тем народным и комфортным для проживания центром, которым она является и сейчас. Побывав в Вене в 2005 году, я не мог не отметить, как замечательно и оперативно здесь работает общественный транспорт. Автобусы, прелестные венские трамваи, пять линий столичного метрополитена функционируют оперативно, строго по расписанию. Внутри венского метро пассажиры за время поездки могут в режиме «он-лайн» ознакомиться с последними городскими новостями. Общественный транспорт Вены, по сути, не знает, что такое пробки. И здесь необходимо упомянуть, что муниципальный транспорт находится в общественной собственности, так что за городскую транспортную политику отвечает соответствующий департамент столичной мэрии. И результат, как видим, налицо.
Также весьма профессионально работают те офисы венской мэрии, которые отвечают за предоставление горожанам различных услуг. Понятно, Австрия — страна рыночной экономики, но венская администрация умела и умеет сделать так, чтобы у жителей и гостей города повсюду, рядом с местом их проживания, имелись новейшие бассейны, спортивные залы, велотреки, объекты питания, в том числе и находящиеся в ведении муниципалитета. Левая администрация Вены громадное влияние уделяет развитию городских парков и садов, содержащихся в образцовом «немецком» порядке.
В целом Вена является весьма безопасным городом, здесь очень эффективно работают учреждения полиции. Большое значение отводится политике в области образования. Качество венского среднего образования очень высокое, оно известно далеко за пределами Австрии. А Венский университет, один из старейших в центральной Европе, давно уже входит в число ведущих высших учебных заведений Старого континента.
По оценкам, Вену посещают каждый год не менее пяти миллионов туристов. Многих их них привлекает замечательная венская архитектура, в которой можно найти следы кельтского влияния, здания романского стиля, шедевры барокко. Собор Святого Стефана, церкви Карлскирхе и Петерскирхе не оставят равнодушными любителей и знатоков архитектуры. Вена также традиционно служит местом притяжения «музыкального туризма». Ведь именно в Вене жили и творили Шуберт, Моцарт, Гейдн, Бетховен, Брамс. Но дело не только в истории. Всемирно известные венские балы в не менее глобально известной местной опере — это уже «знак качества» современной венской культуры. К слову, помимо оперы в Вене имеется также Бюргертеатр — один из наиболее известных немецкоязычных театров в мире.
Для любителей достопримечательности «жемчужина на Дунае», как нередко ещё называют красавицу-Вену, знаменита и своими восхитительными музеями — Хофбургом, музеем Сиси, музеем истории искусств, музеем натурального искусства и, конечно же, расположенном в пригороде австрийской столицы Шёнбрунским замком. Городские власти создали в центре города Музейный квартал, работники которого максимально демократизировали функционирование музеев и приблизили их к запросам и чаяниям посетителей.
Вена очень многолика и незабываема. Побывав там хоть раз, непременно влюбляешься в этот исторический город и снова хочешь побывать там ещё раз. Но нельзя забывать, что той высокой марке, которой неизменно соответствует австрийская столица, она обязана как своим жителям, так и тем, кто отвечает за городское хозяйство и управление. «Красная Вена» жива и процветает, она обращена в третье тысячелетие и по-прежнему является моделью муниципального управления, за которое социалистическому движению не стыдно.
Руслан КОСТЮК. Австралийское «Место встреч» под властью лейбористов и зелёных
Руслан КОСТЮК. Браззавиль — розовый город с красными отблесками
Руслан КОСТЮК. Нагоя: работотехника, ремёсла и зелёный мэр
Руслан КОСТЮК. Мэр Неаполя левеет, освобождая город от каморры
Руслан КОСТЮК. Родной город Че и Месси – модель прямой демократии
Руслан КОСТЮК, Ирина ПОДМАРЬКОВА. Брюссель: противоречия «столицы Европы»
Руслан КОСТЮК. Ванкувер – зелёная столица Канады в розовой рамке
Руслан КОСТЮК. Дакар — красная точка Чёрного континента
Руслан КОСТЮК. Колката: между трущобами и высокими технологиями
Руслан КОСТЮК. Копенгаген и социал-демократия: сто лет вместе
Руслан КОСТЮК. «Футбольная столица» мира выбирает левых
Моника ФЕЙН: «Это непросто – одновременно оппонировать неолиберализму и популизму»
Руслан КОСТЮК. Берлин – столица, обращённая в будущее
Виктор ХЕЙФЕЦ: «По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира»