Цикл статей «Города красные — города розовые»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Судя по выборам различных уровней, польский электорат можно смело отнести к одному из самых правых в Европе. «Гражданская платформа» и «Право и справедливость» доминируют в общественно-политической жизни современной Польши, что делает социал-демократов весьма слабой оппозицией, отстранённой от реальной власти и в национальном, и в местном масштабах.
В стране очень мало мест, где левые демократы имеют крепкие политические позиции, почти все крупные и средние города в стране находятся под управлением праволибералов или консерваторов. Тем интереснее случай с «южной столицей» Польши, вторым по численности городом страны Краковым. Тем более, что и в этом городе левые настроения в целом не очень сильны. На выборах в Сейм социал-демократы получают на Краковщине обычно не больше, чем в среднем по стране, а в городском совете левоцентристы представлены третьей по численности группой, уступающей и праволибералам, и консерваторам. Тем не менее, с 2002 года городским главой («президентом» по-польски) является Яцек Мария Майшровский, 66-летний профессиональный историк левоцентристских взглядов. При этом он избирался мэром «правого» Кракова три раза подряд, что говорит о существовании некоторой «политической аномалии» в Южной Польше…
В то время как большинством польских крупных городов «командуют» правые управленцы, вышедшие некогда из недр «Солидарности», «президент» Кракова Я. Майшровский в 60-80-е годы являлся членом Польской объединённой рабочей партии. Он автор многих научных работ по истории Польши XIX и XX веков, в особенности по межвоенному периоду. После крушения ПНР он вступил в Союз левых демократических сил, но в 2002-м приостановил своё членство в нём, чтобы сконцентрироваться на работе мэра, которым переизбирался затем в 2006-м и 2010-м годах (последний раз с результатом в почти 60% голосов). Разумеется, в работе своей администрации Майшровский опирается прежде всего на кадры левоцентристов, привлекая профессионалов из рядов левых демократов к деятельности мэрии.
Подобная «краковская аномалия» имеет, конечно же, весьма простое объяснение. Дело в том, что стиль и результаты работы команды Яцека Майшровского вполне удовлетворяют запросам жителей 760-тысячного Кракова, являющегося, по мнению многих, самым красивым городом Польщи и одним из красивейших центров Восточной Европы. Краков — старинный город, датировка которого идёт аж к VII веку. В период Средневековья, на который приходится «золотой век» города, Краков достаточно долго был столицей страны и сохранил этот столичный лоск. И нынешние власти делают всё возможное, чтобы сделать Краков привлекательным как для собственно жителей города, так и для многочисленных гостей «южной столицы».
В частности, в Кракове ведётся очень эффективная «зелёная» политика, благодаря которой за 10 последних лет ещё более увеличилось число лесопарковых зон в городе и вокруг него. Всего же Краков, знаменитый на всю Польшу своими парками и садами, насчитывает пять крупных природных зон, а парковая площадь в городе раскинулась на 320 га. Кроме того, власти активно строят велотрассы и велодорожки, в городе каждый год появляются современные стадионы, бассейны и спортивные площадки для детей.
Краков исторически является одним из важнейших экономических центров страны. Около 50 крупный иностранных компаний, включая «Моторолу», «Дельфи», «Дженерал Электрик», «Хитачи» и «Филипп Моторос», имеют здесь свои филиалы и цеха. В воеводстве Нижняя Польша, административным центром которой является Краков, очень активно представлены филиала британских, немецких и скандинавских фирм. Местная власть много сделала для того, чтобы в Кракове оформился специальный «высокотехнологический» квартал, где сконцентрировались представительства иностранных компаний. Недаром в прессе Краков нередко называют «примером восточноевропейской Силиконовой долины». С Краковом активно сотрудничает Европейский институт по инновациям и технологиям.
Умелая экономическая политика местной власти способствует тому, что в Кракове уровень безработицы ниже среднепольского. Городской бюджет составляет примерно 3,5 млрд злотых, и достаточно приличная сумма из них тратится на развитие городского образования и воспитания, на строительство и транспорт, укрепление городских коммуникаций и защиту природной среды. Горожане весьма довольны транспортной политикой местных властей. В Кракове имеется разветвлённая сеть муниципального транспорта, представленная преимущественно трамваями и автобусами; также очень развитым видом транспорта являются маршрутные такси — минибусы. Краков известен также как исторический железнодорожный центр, связанный путями сообщений со многими городами Восточной и Центральной Европы. Вблизи города расположен Международный аэропорт имени Иоанна Павла II, принимающий до 1,3 млн пассажиров в год — около 15% пассажиропотока Польши.
Краков был и остаётся одним из главных центров польского образования и политика команды Я. Майшровского только содействует этому. Социологические исследования показывают, что уровень знаний, даваемых детям в краковских средних учебных заведениях, один из самых высоких по стране. Около 200 тысяч молодых людей учатся в современном Кракове. К наиболее известным высшим учебным заведениям города относят старейший в Польше Ягелонский университет, созданный ещё в 1364 году. Его знаменитая библиотека насчитывает до 4 млн фолиантов, в самом же университете обучение проходят 45 тысяч студентов и работают около 4 тысяч преподавателей. Также в Кракове имеется Университет науки и технологий (около 30 тысяч студентов обучаются здесь на 15 факультетах; это самый крупный технический вуз в Польше), Академия музыки Кракова, Краковский университет экономики, Педагогический университет.
Левоцентристская администрация использовала все возможности, чтобы укрепить славу Кракова как одного из самых привлекательных для туристов центра Польши. Сегодня этот самый, пожалуй, красивый польский город — второй по посещаемости иностранцев. В городе регулярно ведутся реставрационно-восстановительные работы, бюджет активно поддерживает местные музеи, которыми так славится Краков. В этом южнопольском городе, действительно, есть что посмотреть: Главный рыночный сквер и церковь Святой Марии, замок Вавела и Национальный старый театр. В городе действуют несколько десятков музеев, в числе которых — Национальный музей, Музей национального искусства, Краковский музей, галерея польского искусства XIX века.
Краков действительно является неформальной «культурной» столицей польского государства и это опять-таки идёт в актив муниципальным властям. Именно на их плечи ложится подготовка и организация многочисленных ярких фестивалей, регулярно проводящихся в городе. Так что, в общем-то, краковская политическая аномалия, при ближайшем рассмотрении, объясняется просто: даже в либерально-консервативном окружении демократические левые силы могут претендовать на локальное управление; при наличии ярких фигур и настрое на решении обычных людских дел, конечно…
Тексты из цикла «Города красные — города розовые»:
Руслан КОСТЮК. МАНАГУА — бастион сандинизма
Руслан КОСТЮК. Австралийское «Место встреч» под властью лейбористов и зелёных
Руслан КОСТЮК. Браззавиль — розовый город с красными отблесками
Руслан КОСТЮК. Нагоя: работотехника, ремёсла и зелёный мэр
Руслан КОСТЮК. Мэр Неаполя левеет, освобождая город от каморры
Руслан КОСТЮК. Родной город Че и Месси – модель прямой демократии
Руслан КОСТЮК, Ирина ПОДМАРЬКОВА. Брюссель: противоречия «столицы Европы»
Руслан КОСТЮК. Ванкувер – зелёная столица Канады в розовой рамке
Руслан КОСТЮК. Дакар — красная точка Чёрного континента
Руслан КОСТЮК. Колката: между трущобами и высокими технологиями
Руслан КОСТЮК. Копенгаген и социал-демократия: сто лет вместе
Руслан КОСТЮК. «Футбольная столица» мира выбирает левых
Моника ФЕЙН: «Это непросто – одновременно оппонировать неолиберализму и популизму»
Руслан КОСТЮК. Берлин – столица, обращённая в будущее
Виктор ХЕЙФЕЦ: «По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира»