Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Конец рабочей недели в Петербурге ознаменовался очередным скандалом, связанным с «чинением препятствий» активистам партии «Справедливая Россия». На этот раз в эпицентре событий оказался тираж регионального выпуска партийной газеты.
Появившуюся в СМИ информацию о том, что правоохранительные органы препятствуют распространению свежего номера издания «Справедливая Россия. Петербург» вскоре опровергли представители ГУВД. По данным полиции, никаких задержаний и изъятия экземпляров газеты не происходило. Имевшие место возле нескольких станций метро инциденты с участием распространителей партийной прессы в управлении внутренних дел объяснили рутинной проверкой обстоятельств.
Однако в руководстве «Справедливой России» ситуацию видят иначе и напрямую связывают злоключения своих активистов с интересами политических противников СР. По сведениям «эсеров», проблемы с распространением издания отмечены у станций метро «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Новочеркасская» и «Ладожская» в Кировском и Красногвардейском районах.
Что же случилось на самом деле? Артель аналитиков обратилась за комментариями к непосредственным участникам событий.
Как рассказал представитель дружественных «Справедливой России» кругов Иван Войтов, он раздавал прохожим газеты на углу Ленинского проспекта и бульвара Новаторов, недалеко от выхода из станции метро «Ленинский проспект». По его словам, не было никакой агитации: людям просто предлагалось взять экземпляр издания, кто хотел — тот брал, остальные проходили мимо.
— Ко мне подошёл молодой человек, назвался представителем местной администрации МО № 27 (это муниципальный округ «Дачное», хотя указанная станция метро находится на территории МО № 25 — «Княжево». – S. N.) и сказал, что я не имею права здесь стоять, потребовал отдать ему тираж, – продолжает Иван Войтов. – Я ответил, что в законе такого ограничения нет, и отказался выполнять его требование.
Муниципальный деятель вызвал стражей правопорядка.
— Пришёл сотрудник вневедомственной охраны в бронежилете, с полуавтоматическим оружием наперевес. Встал рядом. Попросил у меня газету, посмотрел. Вызвал подкрепление. Через некоторое время подошёл ещё один полицейский. Так мы простояли часа полтора, тут как раз началась вьюга. Наконец подъехала патрульная машина…
В общей сложности, как подсчитал Иван, против него были брошены силы полиции в количестве пяти человек, и «ещё два каких-то странных человека курсировали туда-сюда». В результате активисту пришлось на полицейском УАЗике проехать в 14-й отдел милиции.
— Меня заранее предупредили, что будут проверять по уголовной части, — уточняет собеседник Артели аналитиков. В отделе, по его словам, на тот момент находились два наркомана и ещё один парень, «видимо, пострадавший из-за своей внешности». После ряда бюрократических процедур Войтова отпустили. Газеты вернули.
Примерно в то же время другая сторонница «Справедливой России», Людмила Бастрыкина (имя и фамилия активистки по её просьбе изменены) раздавала партийную газету недалеко от выхода из станции метро «Проспект Ветеранов».
— Ко мне подошли двое сотрудников метрополитена и заявили, что я не могу здесь находиться, — описывает инцидент Людмила.- Я говорю: «Ну, хорошо, сейчас отойду подальше». В ответ последовало: «Просто так мы вас не отпустим». Документы предъявлять я отказалась.
Вызвали полицию. Однако полицейские, как рассказывает активистка, стояли поодаль, внизу, на ступеньках подземного перехода, наблюдали за происходящим, но наверх не поднимались.
— Со мной продолжали «разбираться». Всё это было в очень грубой форме, несмотря на то, что я всё-таки девушка, а они — мужчины…
В итоге у Людмилы без непосредственного участия правоохранительных органов изъяли оставшиеся газеты, примерно 250 экземпляров.
— Надо уточнить, что у нас не было одиночных пикетов, — добавила в беседе с корреспондентом Артели аналитиков Ирина Баженова, заместитель председателя регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Петербурге. — Ребята вообще не проводили никаких акций — не было ни плакатов, ни стендов, ни лозунгов.
«Газета зарегистрирована, напечатана за счёт средств партии, а гражданам её раздавали одиночные распространители. То есть распространение происходило на совершенно законных основаниях, — в свою очередь, прокомментировала ситуацию председатель регионального отделения петербургской «Справедливой России» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. — Мы считаем происходящее настоящим произволом и прямым препятствованием нашей политической деятельности.
Дмитриева уже направила депутатский запрос в ГУВД по Петербургу и Ленинградской области.
— Похоже, что власти начали административное давление, как будто избирательная кампания уже в полном разгаре, — рассуждает парламентарий. По оценке Оксаны Дмитриевой и её коллег, новый номер партийной газеты вызвал такую реакцию со стороны властей ещё и потому, что в нём опубликованы подробные инструкции и практические советы для тех, кто поскользнулся и упал на покрытой ледяными торосами улице или пострадал вследствие протечек не вычищенной вовремя от снега или плохо отремонтированной крыши.
Напомним, на днях пожилая жительница Петербурга, получившая серьёзную травму из-за гололёда во дворе, отсудила у жилищно-коммунальных служб Центрального района 158 тысяч рублей.
Власти боятся, что граждане, вооружённые соответствующими методиками по защите своих прав и возмещению ущерба, завалят суды такого рода исками, полагают справедливороссы.
Кроме того, в руководстве СР подозревают, что недаром беспрецедентное давление на распространителей партийной прессы было зафиксировано в Кировском районе, где недавно партия одержала убедительную победу на выборах в муниципальный совет «Автово» . «Единая Россия» не получила здесь ни одного мандата. Это особенно обидно для «медведей», учитывая, что Кировский район традиционно является «опорным» для спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга, секретаря политсовета регионального отделения партии ЕР Вадима Тюльпанова и его правой руки, председателя парламентского комитета по законодательству, заместителя секретаря политсовета Виталия Милонова.
Руководитель фракции «эсеров» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Олег Нилов не сомневается, что все эти действия — реакция на то, что рейтинги «известной партии» равны или даже меньше рейтингам «Справедливой России». «Отсюда истерика и подобные попытки заткнуть рот», — подытоживает справедливоросс.