— Отечество представляется нам максимальным расширением индивидуальной щедрости, разливающимся вокруг на всех подобных нам человеческих существ, симпатизирующих и симпатичных. Оно являет собой самую обширную и конкретную солидарность интеллектуальных, сельскохозяйственных, речных, портовых, промышленных интересов, связанных с уникальным географическим положением, климатом и цветом горизонта.
Идея отечества отменяет идею семьи. Идея отечества — благородная, героическая, динамичная, футуристическая, тогда как идея семьи — мелочная, пугливая, статичная, консервативная и пассеистская.
Сердце человека в его круговом расширении разбивает удушающий малый круг семьи, чтобы добраться до самых крайних пределов отечества, где слышно сердцебиение его соотечественников, как пульсация на оконечностях его собственного тела. Идея отечества отменяет идею семьи. Идея отечества — благородная, героическая, динамичная, футуристическая, тогда как идея семьи — мелочная, пугливая, статичная, консервативная и пассеистская. Здоровая идея отечества возникает сегодня впервые из нашего футуристического мироощущения. Прежде она представляла собой мутную смесь кампанилизма, греко-романской риторики, мемориального красноречия, прославления мертвых героев, недоверия к живым и страха войны.
Футуристический патриотизм — это, наоборот, страсть к становлению-прогрессу-революции народа.
Как максимально аффективная сила индивида бескорыстный футуристический патриотизм становится самой благоприятной атмосферой продолжения и развития народа.
Аффективный круг нашего итальянского сердца, расширяясь, обнимает отечество — максимально маневренную массу идеалов, интересов, потребностей — моих, наших, взаимосвязанных и непротиворечивых.
Отечество — это максимальное продолжение индивида, или лучше сказать — самый большой индивид, способный жить долго, управлять, господствовать и защищать все части своего тела.
Отечество — это психическое и географическое осознание усилия частного улучшения.
Нельзя упразднить идею отечества, кроме как прикрываясь эгоизмом абсентеизма. К примеру, сказать: «Я не итальянец, а гражданин мира» — равнозначно тому, чтобы сказать «плевать мне на Италию, на Европу, на человечество — я думаю только о себе».
Понятие отечества нерушимо, как и понятие партии.
Отечество не что иное, как обширная партия.
Отрицание отечества равнозначно изоляции, кастрации, самоуничижению, самоочернению, самоубийству.
Невозможно избежать двух этих понятий-чувств: патриотизма, то есть практичности развития индивида и народа, и героизма, то есть синтетической необходимости преодоления человеческих сил, подъёмной силы народа.
Филиппо Томмазо Маринетти. «По ту сторону коммунизма»
Впервые текст был опубликован отдельной брошюрой в миланском издательстве La Testa di Ferro в августе 1920 года, при следующем издании в начале текста была добавлена пометка: «Написано в декабре 1919 в тюрьме Сан-Витторе, куда Маринетти был заключён вместе с Бенито Муссолини, Чезаре Мария Де Векки и пятнадцатью ардити за организацию вооружённых отрядов вслед за победой социалистов на выборах».
На русском языке эссе впервые опубликовано в книге: Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма / Введение, составление, перевод с итальянского и комментарии Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2013 (серия Real Hylaea).