Вся эта история напоминает какой-то трагикомический фарс. Только трагического здесь, конечно, больше. Трагедия человека и трагедия российского протеста на фоне фарсового поведения власти в духе американских блокбастеров. К сожалению, всё это – реальность.
Дело Развозжаева на слуху. Для человека, который хоть как-то следит за политической жизнью в стране, это имя теперь одно из самых упоминаемых — Леонид Развозжаев. История с Развозжаевым развивалась по законам голливудских шпионских боевиков. Главный герой узнаёт о вероятном аресте и бежит за границу, чтобы просить убежища. Спецслужбы устраивают его похищение посреди бела дня и передают государству, из которого герой бежал. Под пытками герою приходится сознаться в том, чего он не делал. Но при первой возможности он сообщает: меня похитили и пытали. Мир вздрогнул.
Когда мы смотрим кино, мы оказываемся как бы внутри повествования: можно увидеть методы работы агентов и силовиков и события, которые в реальной жизни всегда остаются за кадром. Наверное, именно эта вечная засекреченность деятельности спецслужб так привлекает сценаристов и продюсеров. Как-то не по себе становится, когда эта завеса открывается в жизни. Мы же просто не должны этого знать! Неужели спецслужбы растеряли профессионализм? Оценивая ситуацию прагматично, приходишь к одному выводу: это грязно и грубо выполненная работа. Работа, которая очень дорого обойдётся существующей системе и может сыграть роль «самоподставы».
Поэтому вдвойне интересно: кто отдавал приказ похитить Развозжаева? Сам Путин? Либо высокие чины ФСБ? Это одна из тех ситуаций, когда кажется, что власть сама себе вредит. По логике, в нашей вертикально интегрированной системе такие решения может принимать только Путин. Ведь это не обычная операция по поимке преступника — это очевидное политическое дело.
Во всех подобных делах чувствуется путинская рука, его тень и указующий перст. Чего стоит то же дело “Pussy riot”, оскорбивших Путина своим перфомансом. Как говорил в интервью генерал-майор Службы внешней разведки в отставке Юрий Кобаладзе, Путин, по его информации, как-то мистически глубоко воспринял фразу из песни: «Богородица, Путина прогони» и, соответственно, «влепил двушечку». Участие фигуры Путина как решающей в той истории чувствовалось. Там был своеобразный «путинский привкус». Если вспоминать про «узников Путина», нельзя не упомянуть Михаила Ходорковского. Это тоже очевидная история для тех, кто за ней следил. И очень легко представить Путина, отдающего приказы и курирующего процесс: как судебный, так и исполнения наказания.
С Развозжаевым всё сложнее. Каждое из предыдущих дел влекло за собой больший или меньший общественный резонанс на Западе, но ни одно не могло привести к международному скандалу. Противоправные действия спецслужб двух государств против человека, ищущего убежище, похищение и пытки – это слишком громко. И сейчас мы становимся свидетелями того, как этот скандал начинает разворачиваться. Похоже, это единственный шанс для Леонида Развозжаева, Константина Лебедева и Сергея Удальцова избежать серьёзных сроков по серьёзным статьям.
Но может ли Путин сейчас позволить себе скандал? На фоне только остывшей ситуации с “Pussy riot”, протестных настроений и слухов о его болезни – это совершенно точно недопустимо. Если приказ был отдан Путиным, то, получается, г-н президент действительно плохо понимает ситуацию и совершает ошибку за ошибкой.
Есть другой вариант: ситуация с Развозжаевым развивалась без Путина или в обход Путина. Например, ему нечётко расписали планы и возможные риски. Ввели в заблуждение. Тогда, пожалуй, речь может идти о «борьбе престолов». Путина кто-то подставил, когда пошёл на такой шаг? Возможно. Трудно поверить, что в ситуации явного падения путинской популярности и роста протеста где-то в кулуарах Кремля не возникло желания Путина заменить. Царь уже не тот. Сдал.
Вопрос остаётся открытым, а факт остаётся фактом: две волны-цунами набирают силу и готовы столкнуться — репрессивная машина, грубо и беззастенчиво перемалывающая оппозиционных лидеров в труху, и возмущённое общественное мнение, раскатывающееся до пределов международного скандала. Что будет при столкновении этих волн, предсказать сложно. Возможно, не фантазийная, а настоящая смена режима, а, возможно, уже привычное: «пошумели и хватит». Главное, чтобы без жертв. Всё-таки это наша действительность. Не кино.